|
|
Анджей Калиш
|
Ван Сянчжай — основатель ицюань (дачэнцюань) |
Ван Сянчжай (1885-1963), известный также под именами Нибао, Чжэнхэ, Юйсэн (Космический монах), был одним из самых выдающихся учеников прославленого мастера внутреннего стиля синъицюань (xingyiquan), Го Юньшэня. Считается, что только Вану, который стал учеником Го, когда тот был уже в преклонном возрасте, он передал все секреты упражнений чжан чжуан. Позже они стали самым характерным элементом ицюань.
В 1907 году Ван покинул дом и вступил в армию. Сначала он был помощником на кухне. И только тогда, когда один из офицеров узнал, что Ван владеет необычайными способностями, тот стал инструктором боевых искусств. В 1913 году он прославился победой над Ли Жуйдуном, создателем стиля Ли тайцзицюань, инструктором президентской гвардии по рукопашному бою. В том же году, он стал главой Отдела Рукопашного Боя Сухопутных Войск. На должности инструкторов отдела он взял таких известных мастеров в мире синъи/багуа как Сунь Лутан (мастер синъицюань и багуачжан, создатель стиля Сунь тайцзицюань), Шан Юньсян (создатель стиля Шан синъицюань), Лю Вэньхуа (сын Лю Циланя, который вместе с Го Юньшэнем был учеником Ли Лонэна ).
В 1915 году Ван победил мастера стиля богомола — Чжоу Цзыяна, который стал после этого учеником Вана.
В 1918 году, когда из-за изменений на политической арене Отдел Рукопашного Боя прекратил свое существование, Ван отправился на юг, в поисках величайших мастеров боевых искусств. Сперва он посетил монастырь Шаолинь, где изучал систему "синь и ба" (напоминающую синъицюань) у монаха Хэнлиня (также известного как Чанлинь или Сянлинь —- у того же монаха учился потом Досин Со, создатель Сёриндзи Кэмпо). В провинции Хубэй Ван учился у эксцентрического мастера Цзе Тефу. В провинции Фуцзянь он снова был приглашен на должность инструктора боевых искусств в армии этой провинции. В это время он столкнулся с мастерами южного стиля белого журавля —- Фан Цячжуаном и Цзинь Шаофэном. Возвращаясь на север, он встретился с известным мастером синьи — Хуан Муцяо, у которого изучил "оздоровительный танец ". В Сиани он встретился с известным своими быстрыми ударами ногами мастером Лю Пэйсянем. Кроме этого, он изучал багуачжан у Лю Фэнчуня. А также встречался с мастерами тайцзицюань Ян Шаохоу и Ян Чэнфу. Это, конечно же, только некоторые из мастеров, у которых Ван учился или с которыми обменивался опытом.
Где-то в 1925 году, преподавая синъицюань в Пекине и Тяньцзини Ван заметил, что его ученики уделяют слишком большое внимание внешней форме, определенному набору приемов, и слишком мало психическим, внутренним аспектам. Тогда он на тренировках стал больше использовать упражнения чжан чжуан, и другие упражнения, напоминающие характерные тренировочные методы современного ицюань/дачэнцюань, и меньше внимания стал обращать на тренировку форм. Он также изменил название системы на ицюань, удалив элемент син (форма). С этого момента начинается путь развития новой системы. Первым учеником ицюань в Пекине был Ци Чжиду, в Тяньцзини присоединились: Чжао Эньцин (Чжао Даосинь — победитель в соревнованиях по свободному спаррингу на Третьих Всекитайских Спортивных Соревнованиях, прославился также победой над норвежским боксером Андерсеном, будучи обутым в тапочки, которые сковывали его перемещения, создатель стиля синьхуйчжан, который в большой мере основывается на багуачжан), Гу Сяочи, Ма Цичан, Дэн Чжису, Мяо Чуньюй, Чжан Цзунхуй, Чжан Эньтун (позже, в 50-х годах, победил чемпиона Китая по борьбе в тяжелом весе, Чжан Куйюаня, который потом также стал заниматься ицюань), Цю Чжихэ, Чжао Фэнъяо, Чжао Цзояо.
Мастера синъицюань — сидят слева направо: Чжан Чжаньхуа, Шан Юньсян Чжан Чжанькуй, Ван Сянчжай |
В 1928 году Ван поехал вместе с мастером синъицюань из Тяньцзини Чжан Чжанькуем и своим учеником Чжао Эньцином на Третьи Всекитайские Спортивные Соревнования в Ханчжоу, где он был судьей в состязаниях по свободному спаррингу, а также демонстрировал методы тренировки ицюань. Его ученик Чжао Эньцин (позже известный как Чжао Даосинь) стал победителем в свободном спарринге. После этого, Вана пригласили в Шанхай, где он основал Общество Ицюань. После поединка Вана с чемпионом мира по боксу, венгром Инге (позже, репортаж об этом поединке был опубликован в лондонской "Таймс") об ицюань стали говорить. Учениками Вана в этот период стали между другими: Ю Пэнси (создатель направления "кун цзинь ", под конец своей жизни он эмигрировал в США, где преподавал в Калифорнии и умер в 1983 году), Гао Чжэньдун, Чжу Голу, Чжу Гочжэнь, Бу Эньфу (чемпион Китая по боксу и борьбе шуай-цзяо), Чжан Чансинь (победитель боксерских соревнований в Шанхае), Чжан Чанъи, братья Хань Синцяо и Хань Синюань, Ван Шухэ, Ма Цзяньчжао, Нин Дачунь.
Чжао Даосинь |
Хань Синцяо, Чжао Даосинь, Чжан Чансинь и Гао Чжэньдун вскоре прославились в Шанхае как "четыре алмазных воина ". Ван написал тогда первый трактат о своей системе: "Настоящий путь ицюань". В это время ицюань Ван Сянчжая уже значительно отличался от того, чем занимались другие представители синъицюань. В своей книге Ван явно критикует некоторые концепции распространенные тогда в среде синъицюань, но в то же время, много своих выводов он делает на основании традиционных идей, от которых он в более поздние годы отказался. В некоторых источниках о синъицюань можна встретить термин "естественная школа" синъицюань, в отношении того, чему Ван обучал в шанхайский период.
В это время один из шанхайских банкиров убедил Вана, чтобы тот организовал группу, которая поедет на заграничные состязания, и будет демонстрировать силу китайских боевых искусств. К сожалению, вскоре политические пертурбации привели к тому, что банкир был вынужден заняться делами поважнее и затея провалилась. Во время пребывания в Шанхае, Ван Сянчжай встретился с мастером люхэбафа — У Ихуем, которого он счел одним из трех величайших мастеров, встреченных им в своих путешествиях по Китаю (остальные два — это вышеупомянутые Цзе Тефу и Фан Цячжуан).
В 1935 году Ван Сянчжай вместе с Бу Эньфу, Чжан Эньтуном, Чжан Чансинем и Хань Синцяо отправился в родной уезд Шэнь. Там они сосредоточились на тренировках и изучении теории боевых искусств. Тогда было разработано большинство тренировочных методов, используемых сегодня в ицюань. Практика показала, что ученики, которые использовали эти методы в своем обучении, прогрессировали значительно быстрее.
В 1937 году Ван осел в Пекине. Он преподавал ицюань и работал над теорией системы. В это время большим почетом в Пекине пользовался Хун Ляньшунь, мастер таньтуй и синъицюань. Когда он услышал о необычайных способностях Вана, прибыл чтобы с ним сразиться. После поражения Хун стал учеником Вана, а также передал Вану своих учеников. Среди них был между другими будущий преемник Вана — Яо Цзунсюнь (1917-1985). Другие ученики пекинского периода — это Доу Шимин (известный тем, что одним ударом победил Гао Яньвана, телохранителя генерала Фу Шуанъина), Ду Шичэн, Ли Юнцзун, Ян Дэмао, Чжан Чжун, Чжан Фу, Ван Бинькуй, Ян Шаоцин, Ли Вэньтао, Ли Цзяньюй, Ван Шичуань, Цзяо Цзиньган, Ао Шопэн, Ао Шохун, Тун Гоцао.
В 1939 году Ван опубликовал в газете "Шибао" текст, в котором он приглашал всех мастеров боевых искусств обменяться опытом. Прибывающие обычно хотели убедиться в способностях Вана в поединке с ним. Ван выбрал четырех учеников, с которыми те должны были сражаться. Это были Хань Синцяо, Хун Ляньшунь, Яо Цзунсюнь и Чжоу Цзыян (в прошлом мастер стиля богомола, который стал учеником Ван Сянчжая еще в 1915 году, когда тот представлял еще синъицюань, до создания ицюань). Только после победы над одним из этих четырех учеников, прибывший мастер мог приступить к поединку с Ваном. Однако, никому это не удалось.
В 1940 году в Токио состоялся большой фестиваль боевых искусств, участвовать в котором пригласили китайскую делегацию. Туда поехали ряд лиц, сотрудничающих с окупантами. Глава делегации пробовал убедить принять участвие в этом фестивале Ван Сянчжая, которого считал лучшим мастером того времени. Ван отказал, но во время фестиваля китайская делегация много о нем рассказывала японцам, поэтому вскоре многие из них стали приезжать в Пекин, чтобы встретиться с Ваном. Ван не отказывал тем, кто хотел с ним сразиться. Никому не удалось победить Вана. Многие из этих японцев хотели стать его учениками, но Ван принял только одного — это был Кенити Саваи, который позже создал свое направление ицюань, известное в Японии под названием тайки-кэн (Саваи был одним из известнейших мастеров Японии, в частности он был консультантом создателя каратэ кёкусин Масутацу Оямы). Несмотря на то, что Саваи был учеником Ван Сянчжая, обычно с ним занимался Яо Цзунсюнь.
В 1941 году Ван Сянчжай присвоил шести лучшим ученикам почетные имена, выражая таким способом свое уважение их способностям и умениям. Чжао Эньцин получил имя Даосинь, Хань Синцяо — Даокуань, Бу Эньфу — Даокуй, Чжан Эньтун — Даодэ, Чжао Фэнъяо — Даохун. Особенно отмечен был Яо Цзунсюнь, который несмотря на то, что был моложе других и занимался не так долго, отличился необычайными способностями к обучению. Он получил имя Цзисян, которое значит, что он является последователем Ван Сянчжая (цзи — продолжать, сян — элемент имени Сянчжая). Ван также подарил Яо веер, на котором был начертан стих, доказывающий, что Яо является его главным преемником.
Веер, который Яо Цзунсюнь получил от Ван Сянчжая |
Яо Цзунсюнь проявил свое умение во многих схватках, часто выступая заместителем Ван Сянчжая, когда кто-то хотел с ним сразиться. В 40-е годы он также провел много поединков с господствующими тогда в Пекине уличными бандами, в результате чего получил огромный опыт реальных схваток.
Ицюань тогда уже был системой, полностью отличающейся от синъицюань . Ученики Вана предложили дать ему новое название — дачэнцюань ("кулак великого достижения "). Ван был против, поскольку это название предполагало, что данная система является совершенной, а ведь не существует границы в развитии боевых искусств. Но поскольку его сопротивление не было достаточно сильным, это название прижилось, и использовалось повсеместно несколько лет, а некоторыми используется и сегодня. Большинство же учеников вернулись к первоначальному названию ицюань .
Ван в это время написал второй теоретический трактат "Центральная ось пути кулака", также известный как "Теория дачэнцюань". Он в некоторой степени основан на "Настоящем пути ицюань". Но тут Ван уже полностью отказался от многих традиционных идей. Методы тренировки были построены на других концепциях. Причиной этого стало осознание Ваном того факта, что его новые методы позволяли достичь таких же, а даже и лучших результатов более простым способом и за более короткое время, чем традиционные методы тренировки.
Ван постепенно стал ограничиваться обучением старших учеников, отправляя новичков к Яо Цзунсюню. Во второй половине 40-х годов, Ван все больше внимания стал обращать на оздоровительное использование упражнений ицюань и лично вел "оздоровительную" группу. Учениками в этой группе были в том числе Чэнь Хайтин, Цинь Чжунсань, Юй Юннянь, Бу Юйкунь, Ми Цзинкэ, Сунь Вэньцин, Чжан Юйхэн, Ци Чжэньлинь и дочь Ван Сянчжая — Ван Юйфан. В 1947 году оздоровительная группа, которая собиралась в Храме предков (сегодня Дворец культуры трудящегося народа) насчитывала около 100 человек. Часто им удавалось избавиться от болезней, которых нельзя было излечить другими способами. Была доказана терапевтическая эффективность этих упражнений и отсутствие нежелательных побочных эффектов.
Ван Сянчжай (в длинном плаще) с учениками |
После 1949 года ситуация не способствовала занятиям ицюань, как боевым искусством. Несмотря на то, что в 1950 году Ван стал заместителем начальника отдела ушу Всекитайской Коммисии по Физической Культуре, вскоре он оставил эту должность. В последующие годы, он почти целиком ограничивался преподаванием оздоровительной версии. Оздоровительная группа перешла в Парк Сунь Ятсена и занималась открыто. Юй Юннянь представил властям рапорт об оздоровительной ценности упражнений чжан чжуан, в результате чего этот метод был введен во многих больницах во всем Китае. Также Ван Сячжая пригласили вести обучение в больницах. В 1958 году его взяли на работу в Пекинский исследовательский институт китайской медицины. В 1961 году он перешел в Больницу традиционной китайской медицины в Баодин в провинции Хэбэй. Оздоровительную группу из парка Сунь Ятсена стал вести Яо Цзунсюнь, который избранных учеников обучал также боевой версии у себя дома. В 1962 году Ван принял участие в конференции посвященной цигун, где провел демонстрацию, которая вызвала большой интерес. 12 июля 1963 года он скончался в Тяньцзини.
Братья Яо Чэнгуан и Яо Чэнжун с отцом |
В то время, как оздоровительная версия развивалась свободно, боевая система длительное время сталкивалась с неодобрением властей. Ею занимались только в небольших доверительных кругах. Особенно трудным был период культурной революции (1966-1976), когда преемник Ван Сянчжая — Яо Цзунсюнь был сослан со своей семьей в деревню. Даже в это очень неспособствующее время Яо продолжал тренироваться и обучал своих сыновей, близнецов Яо Чэнгуана и Яо Чэнжуна . В конце 70-х годов Яо вернулся в Пекин и во все более способствующей атмосфере стал интенсивно пропагандировать ицюань. В это время Яо работал также над использованием тренировочных методов ицюань в разных видах спорта. Многими своими достижениями китайские спортсмены обязаны, хотя бы частично, тренировочным методам разработанным во взаимодействии с Яо Цзунсюнем. В 1984 году было создано Пекинское общество по исследованию ицюань, первым главой которого стал Яо Цзунсюнь.
Молодой Яо Чэнгуан с отцом |
В наше время у ицюань в Китае "зеленый свет " и он становится постепенно одним из самых популярных стилей китайских боевых искусств. Дело, которое Ван Сянчжай передал Яо Цзунсюню (умершему в 1985 году), сегодня продолжают помимо прочих его сыновья — Яо Чэнгуан (глава Сообщества ицюань, имеет учеников во всем Китае, преподавал в Японии и Гонконге, имеет учеников в Польше) и Яо Чэнжун (вместе с братом преподавал в Японии и Гонконге, заместитель президента и вице-секретарь Сообщества ицюань). В Пекине работают также другие ученики Яо Цзунсюня, в частности Бо Цзяцун (глава ревизионной комиссии Сообщества ицюань, имеет учеников в частности в Японии), Цуй Жуйбинь (вице-президент Сообщества ицюань, обучал в Великобритании, Швеции и Франции), Лю Пулэй (член совета Китайского Общества Ушу, вице-президент Сообщества ицюань, имеет учеников в Малайзии).
Яо Чэнгуан и Чжао Даосинь |
Ицюань прежде всего обучают как искусству реального боя, но кроме этого также проводятся спортивные соревнования по туй шоу ("толканию руками") и сань шоу ("свободному спаррингу").
Кроме полной системы ицюань, популярной является оздоровительная версия. Одними из самых выдающихся экспертов в ней являются: Юй Юннянь, Ван Юйфан (дочь Ван Сянчжая) и Сунь Чанъю (ученик Яо Цзунсюня).
Ицюань также известен в частности в Гонконге, на Тайване, в Японии (адепты тайки-кэн умершего в 1989 году Кенити Саваи сейчас изучают ицюань в частности у мастера Яо Чэнгуана), Малайзии, Австралии, США, Аргентине, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Финляндии а также в Польше, Чехии и Венгрии (ученики Анджея Калиша).
Некоторые из участников конференции посвященной ИЦЮАНЬ,состоявшейся в 1997 году в Пекине. Слева направо: Хань Цзинчэнь, Хань Цзинъюй, Бо Цзяцун, Яо Чэнжун, Цуй Жуйбинь, Яо Чэнгуан. |
Автор: Анджей Калиш
Оригинал статьи на сайте: http://www.yiquan.com.pl/
Перевод с польского: Олег Хома
Обсудить эту тему на форуме >>>