Наши телефонные номера
Наши координаты: Москва, ул. Вавилова, д. 97
Telegram: @taosunrise; Телефон: +7 925 506 29 39
Схема проезда e-mail: center@daos.ru

 

Анджей Калиш
«Тренировочные методы ицюань»

Система ицюань (дачэнцюань) состоит из 7 главных групп упражнений: чжан чжуан, ши ли, моца бу, фа ли, ши шэн, туй шоу и сань шоу (ши цзо).

Чжан чжуан

Чжан чжуан (чжан - стоять, чжуан - вкопанный в землю столб), это в некотором упрощении, медитативные упражнения в статических позициях. Они делятся на две главные группы: цзяньшэнь чжуан ("оздоровительный столб") и цзицзи чжуан ("боевой столб").

Цзяньшэнь чжуан

Изучение ицюань (дачэнцюань) всегда начинается с так называемых "оздоровительных позиций" — цзяньшэнь чжуан. Эти упражнения включают в себя позиции в положении стоя, а также в положении сидя, лежа и стоя с упором. Основное внимание обращается в основном на расслабление и успокоение. Постепенно состояние психического расслабления и физического "удобства" углубляется. Следом за этим улучшается самочувствие и состояние здоровья. С лечебной целью учитель может выбирать наиболее соответствующие позиции и ментальные визуализации. Здоровые люди наибольшее внимание посвящают позиции чэнбао чжуан, которую я здесь очень коротко опишу.

Мастер Яо Цзунсюнь в позиции чэнбао чжуан

Становимся со стопами на ширине плеч, пальцы ног направлены немного наружу. Ноги должны быть минимально согнуты в коленях. Руки свободно свисают. Голову надо держать прямо, как будто она подвешена сверху. Взгляд направлен вперед и немного вверх (это улучшает концентрацию). Можно также немного прикрыть глаза. Губы немного приоткрыты, но дышать следует носом (в случае насморка, когда "забит нос" допускается дыхание ртом). Успокаиваемся расслабляя тело. На лице должна появится легкая улыбка ("сы сяо фэй сяо"). Это упрощает достижение состояния успокоения и приятного расслабления. Медленно поднимаем руки на высоту плеч, сгибая их так, чтобы сформировать эллипс - как будто обнимаем большой, немного сплющенный шар. Ладони обращены к телу, на расстоянии равном длине стопы или чуть больше. Пальцы немного согнуты. Расстояние между кончиками пальцев ладоней - около трех ширин кулака. Локти немного опущены, но в то же время направлены немного наружу.

Поддерживание такой позиции конечно же требует некоторых усилий, но тем не менее следует избегать избыточного использования силы. Чтобы упростить себе поддерживание расслабления можна попробовать представить себе, что что-то поддерживает наши плечи, например что локти и кисти опираются на мячи, плавающие на поверхности воды. Представляемый шар, который находится между плечами и грудной клеткой следует держать легко, не позволяя ему упасть, и одновременно не надавливая, чтобы его не повредить.

Во время выполнения упражнения, чтобы углубить состояние расслабления и успокоения, можна представить себе, что мы находимся в красивом окружении, ощущаем запах цветов, пение птиц, легкое дыхание ветерка. Можем например попробовать представить себе, что наше тело погружено в приятную теплую воду - чувствуем легкость и все более расслабляемся. Также может помочь представление, что небольшие волны ласково массируют тело. Другим популярным способом является представление себе, что стоим под душем, и теплая вода стекая вниз приятно разогревает и расслабляет наше тело. Часто используемым способом является обращение внимания последовательно на отдельные части тела начиная от макушки головы, вниз, вплоть до стоп и их сознательное расслабление.

Поддерживая какую-либо из позиций чжан чжуан, следим за своим телом и когда в какой-то его части заметим излишнее напряжение, мягко, спокойно расслабляем ее. Время от времени можна сделать от одного до трех углубленных вдохов-выдохов, концентрируясь на ощущении глубокой релаксации, наступающей во время выдоха. Можно представлять себе, что отдельные части тела (плечи, ягодицы, руки) опираются на мягкие, пружинистые предметы.

Существует множество разных форм визуализаций, которые можно использовать в упражнения цзяньшэнь чжуан. Но они не являются вещью в себе, а только помогают достигнуть состояния релаксации и успокоения. Поэтому не следует стараться любой ценой овладеть како-то формой визуализации, поскольку это может увеличить напряжение и замешательство в мыслях. Лучше использовать те представления, которые получаются у нас без труда и позволяют легче достичь соответствующего состояния разума. В цзяньшэнь чжуан также используется в некоторой мере способ тренировки характерный для боевых позиций цзицзи чжуан, так называемая "проба силы" (мо ли).

Цзицзи чжуан

Упражнения цзяньшэнь чжуан являются базой для более продвинутых упражнений цзицзи чжуан. Состояние расслабления является основой для "поиска силы" (мо ли - буквально " проба силы "). Это уже не только стояние без движения. Говорится об "относительном покое", "поиске силы в расслаблении" и "поиске движения в покое".

Мастер Яо Цзунсюнь в позиции хуньюань чжуан

Самой базовой позицией этого раздела является хуньюянь чжуан. Несколько упрощая, можна сказать что это вид позиции чэньбао чжуан, только стопы не стоят на одной линии, а одна нога выдвинута вперед, а другая остается сзади. Большая часть веса тела находится на задней ноге (эта позиция называется в ицюань динбабу). Руки, так как и в чэньбао чжуан формируют круг, как бы обнимая шар, с тем, что одна из них находится немного ниже, а другая выше.

Представляем себе, что находимся внутри большого дерева, руками обнимая его сердцевину, а одновременно нас окружают внешние слои. В воображении напираем всем телом и руками вперед, а потом назад, только дерево сопротивляется. Используем здесь только воображение и почти не двигаемся ("не показываем формы" - бу ло син), также почти не используем силу - тело остается расслабленым. Смысл не в полном расслаблении и покое, а в том, что почти не двигаемся и почти не используем силу. Целью этого является достижение состояния координации ума и тела, а это было бы невозможно, если бы использовался только ум, а тело не использовалось бы.

Конечно, это только очень приблизительное описание этого упражнения, без многих очень важных подробностей. Кроме того, это только самый простой вариант хуньюянь чжуан. Работают также с действием силы в других направлениях, а позже изменяя направления в одном упражнении, и, даже, хоть это может звучать непонятно, с действием силы в разных направлениях одновременно. Поскольку мы стремимся развить силу хуньюань, которую можна определить как "безформенную" силу. Это определяется словами: "син у син" (форма без формы), "и у и" (намерение без намерения). Кроме хуньюань чжуан существует также много других позиций цзицзи чжуан. Некоторые из них - это фуху чжуан (позиция "объезжания тигра"), сянлун чжуан (позиция "взлетающего дракона"), дули чжуан (позиция на одной ноге).

Упражнения цзицзи чжуан имеют много общего с описанными ниже упражнениями в медленном движении ши ли. Эти две группы упражнений отлично друг друга дополняют. Ван Сянчжай говорил: "Ши ли - это растянутые в пространстве упражнения чжан чжуан, чжан чжуан - это укороченные упражнения ши ли". Почему мы используем статические упражнения чжан чжуан, а не ограничиваемся упражнениями в движении? Так вот, практика показывает, что во многих аспектах упражнения чжан чжуан более результативны и позволяют быстрее прогрессировать. В статических позициях относительно просто достичь состояния успокоения и сосредоточения. Поэтому, много медитативных практик происходящих из разных традиций проводят в статических позициях. В ситуации относительно покоя (покой на границе движения), используя соответсвующие формы визуализации, относительно просто достичь состояния "как будто расслаблены, но не расслаблены", "расслабления, а одновременно силы ", а потом тесной связи всех частей тела. Можем сконцентрироваться на сути упражнения, вместо того, чтобы сосредотачиваться на "цветистой" форме.

Упражнения чжан чжуан являются очень эффективным методом развития силы. Здесь речь идет не только о так называемой физической силе, а в большей мере о том, что в традиционных внутренних системах определяется как нэй цзинь - "внутренняя энергия". Тем не менее, эти упражнения оказывают также значительное влияние на укрепление физической конституции адепта. Хоть и подчеркивается значение расслабления, поддерживание определенных позиций требует некоторых усилий. Упражнения чжан чжуан - это не только основа, но и существенный элемент тренировки ицюань на всех уровнях овладения. Постепенно вводятся другие тренировочные методы, но вместе с этим идет постоянное улучшение уровня чжан чжуан. Поэтому, это упражнения наиболее базовые, но и наиболее продвинутые.

Ши ли


Мастер Яо Цзунсюнь выполняет фуань цю ши ли

Ши ли предназначено для проверки в движении действия этой специфической "силы" или "энергии", которая развивается в основном благодаря упражнениям цзицзи чжуан. В движении мы стараемся сохранить такие же ощущения как и достигнутые в чжан чжуан. Мы ощущаем " силу ", в каждое мгновение мы готовы ее использовать. Сторонний наблюдатель, который видит последователя ицюань, выполняющего ши ли, может подумать, что это тайцзицюань (taijiquan). Здесь тоже используются медленные (даже более медленные), плавные и мягкие движения, " как разматывание нити из шелкового кокона ". Тело должно двигаться как скоординированное целое. Но в отличии от тайцзицюань, в ицюань не существует составленных, кодифицированных форм. Тренировка заключается в многократном повторении одиночных движений. На более высоком этапе изучения разные движения можно соединять произвольным способом (в своего рода импровизированные формы).

Похоже как и в чжан чжуан, здесь ведется поиск силы в расслаблении. Это означает, по сути, не полное расслабление, а почти расслабление - ощущение очень небольшой силы. Чтобы этого достичь, адепт с одной стороны должен оставаться расслабленным, а с другой представлять себе, что его движения встречают некоторое сопротивление (например, что к нашим пальцам прикреплены пружины, другим концом закрепленные, например, за отдаленное дерево и эти пружины мы вначале растягиваем, а потом сжимаем). Но мы не должны напрягаться, чрезмерно использовать силу. " Используем мысль, а не силу ". Чем медленнее мы двигаемся в ши ли, тем лучше, тем более полезными будут для нас эти упражнения. Это можна определить как " поиск покоя в движении ". Двигаемся, и в то же время в каждый момент готовы остановиться или изменить направление движения - " двигайся так, как будто хочешь остановиться, но не останавливаешься ". На более высоком этапе переходят к ментальному " поиску быстроты в медлительности ".

Существует множество разных упражнений шили, которые выполняют в позиции пинбу (стопы расставлены на ширину плеч), динбабу (основная "боевая" позиция) и в движении (в соединении с моца бу - шагами). Самым простым является пин туй ши ли , где, если описывать упрощенно, выполняем движение руками вперед и назад, сжимая и растягивая воображаемые пружины натянутые между нашими пальцами и отдаленным деревом. Кроме силы вперед-назад здесь также присутствует силы вниз-вверх и закрытие-открытие (то есть используем представление себе других пружин, или другие визуализации, которые позволяют ощутить сопротивление). Кроме того, все тело двигается, также встречая сопротивление (например, сжимание-растягивание между коленями). В случае позиции динбабу происходит перенос тяжести тела с нагруженной в основном задней ногой до распределения веса 50 на 50. Ощущаем пружинистые сочленения всех частей тела. Конечно, это не полное описание упражнения. Моя цель - только приблизительно показать читателю, в чем эти упражнения в целом заключаются. Начинающие могут начать только с базового движения рук, постепенно добавляя дополнительные составные движения и включая в движение остальные части тела, по принципу " от части к целому ".

Моца бу


Мастер Яо Цзунсюнь выполняет моца бу

Моца бу - это тренировка шага, выполняемая способом, похожим на ши ли . Можно сказать, что это ши ли для ног. Здесь также наряду с расслаблением, следует одновременно чувствовать некоторое сопротивление, как бы трение (слово моца значит именно трение). Однако, важным является то, что мы должны чувствовать сопротивление на всем теле (впрочем, похоже как и в упражнениях ши ли ). Оно не должно ограничиваться только ногами. Нашей целью является чувствование " силы " в каждой части тела. Как сказал Ван Сянчжай: " пусть не будет части тела, которая бы не была как пружина ". Все тело двигается скоординированно: " когда верх двигается, низ самостоятельно за ним следует, когда низ двигается, верх самостоятельно его ведет ". Так же как и в ши ли движение не должно быть " механическим ". В каждый момент остаемся чуткими, готовыми остановить движение ("как будто наткнулись на препятствие") или измененить направление движения. Внутреннее состояние должно быть таким, как будто мы двигаемся на краю пропасти или по тонкому льду.

Фа ли


Мастер Яо Цзунсюнь выполняет фа ли

Фа ли - это упражнения, которые позволяют развить способность применения силы "взрывным" способом. Эту способность невозможно развить без использования базовых тренировочных методов: чжан чжуан , ши ли , моца бу . Это не значит, что только тренировка базовых методов позволит ее развить. Необходима также специальная тренировка фа ли . Все методы тренировки тесно связаны между собой. Овладевая более продвинутыми формами упражнений, одновременно можем все лучше понимать базовые методы. Ицюань не заключается в многолетнем стоянии в позициях чжан чжуан , чтобы только когда-то в далеком будущем начать учиться рукопашному бою. Тем, что привлекло в ицюань много людей, было в частности то, что ученики Ван Сянчжая за короткое время, около 2-3 лет достигали высокого уровня боевых умений. Хоть начало изучения фа ли требует овладения основами чжан чжуан , ши ли и моца бу , не нужно отодвигать изучение этого метода куда-то в далекое будущее.

Ключем к фа ли является соответствующая координация изменений напряжения и расслабления. Напряжение и расслабление одинаково важны. Поскольку же, большинство людей имеют тенденцию к чрезмерному напряжению, которое делает невозможным развитие полной динамической силы и быстроты, обязательно особенное подчеркивание важности расслабления. Весь акт высвобождения силы на обьект должен быть как можно более коротким (хоть в ицюань используют также силу " отбрасывания ", которая действует на обьект более продолжительное время). Сила в фа ли должна быть " целостной " (чжэн), а не " распыленной " (сань), что значит, что сила всего тела должна использоваться скоординированно и равномерно.

В ицюань особенно подчеркивается значение внутренней активности во время тренировки. Это касается не только базовых методов, как чжан чжуан , или ши ли , но также и фа ли . Использование в тренировке разума, воображения позволяет полнее использовать естественный потенциал, и, также, значительно облегчает развитие умения взрывного высвобождения силы.

Чтобы правильно высвободить силу, ум должен быть в состоянии чуткой, активной готовности, как будто стоим перед грозным противником, готовые действовать, чувствуя, что сила, которую высвобождаем в состоянии разбивать доски и камни. В зависимости от конкретного варианта фа ли используют разные формы визуализации.

Изучение фа ли часто начинают с фансун фали (фа ли в расслаблении). Это, в принципе, вступительное упражнение, в котором особенный упор делают на расслабление, с целью избежать чрезмерной закостенелости. Представляем себе, что хватаем две горсти песка из миски, которая находится на высоте живота (но не сжимаем кулаки) и плавным, круговым движением выбрасываем песок под углом вперед и вверх, после чего продолжаем движение плавно и по кругу опускаем ладони, чтобы схватить следующие горсти песка. Движение рук должно быть скоординированный с движением всего тела, которое должно в соответствующие моменты немного подниматься и опускаться, выпрямляться и нагибаться. Сила должна передаваться всем телом, начиная со стоп, и до макушки головы и кончиков пальцев. В момент высвобождения силы (" выбрасывания песка ") передняя нога " вдавливает " пол. Тренируясь вначале относительно медленно, плавно, постепенно можно развивать способность резкого, " импульсного " использования силы. Начинающие, не должны слишком напрягаться, чтобы не развивать навыки закрепощения, чрезмерного напряжения, вместо умения, которое должно здесь развиваться, и которое можно сравнить со щелчком бича.

Ши шэн

Ши шэн - проверка голоса, касается работы с высвобождением голоса которое поддерживает использование силы. Крик также влияет на психику противника (вызывая страх или сомнения), но это не является основной целью упражнений ши шэн . В момент высвобождения силы дыхание резко " опускается ", " как будто камень падает на дно колодца " - следует короткое, резкое сотрясение мышц внизу живота. В тренировке часто используются два звука: и и йо. Вначале их выговаривают отдельно, позже соединяют вместе. Хоть в начальной фазе изучения выполняется резкий крик, постепенно переходят к упражнениям без звука, достигая такой же эффект поддержки силы как и в упражнениях с громким криком.

Туй шоу


Братья Яо Чэнгуан и Яо Чэнжун тренируют туй шоу

В рукопашном бою часто случаются ситуации, когда наши руки находятся в контакте с руками противника. Для подготовки к такой именно ситуации предназначено использование специфического тренировочного метода, известного как туй шоу (толкающие руки). Люди, которые видели упражнения туй шоу в тайцзицюань (taijiquan) или чи сао в Вин Чунь (особенно школ других направлений чем Ип Мэна) могут иметь некоторое представление, чем является туй шоу в системе ицюань.

Как известно, тренировка ицюань заключается прежде всего в работе с так называемой силой хуньюань ли. Тем же, в принципе, мы занимаемся и во время отработки туй шоу. С этой точки зрения их можно определить как упражнения ши ли выполняемые с партнетром. Во время практики туй шоу мы учимся в частности чувствовать силу противника, ее величину и направление, его слабые и сильные стороны, его способность удерживать равновесие. Все это с целью, чтобы его контролировать, поставить его в неудобное положение, изменяя направление действия его силы, лишая его равновесия, "открывая" простор для атаки.

Некоторые важные принципы практики туй шоу — это в частности:

  • Дянь (точка). Означает точку контакта конечностей обоих партнеров. Это точка, в которой мы можем почувствовать силу противника, ее направление, стабилен ли он, или нет, и т.п. В этой точке наша сила действует на противника.
  • Чжи ли (указывающая сила). В точке контакта мы должны поддерживать некоторую силу направленную в центральную линию противника.
  • Цзе (секция). Эта формулировка касается отдельных частей тела и конечностей. Важным является понимание как сила переходит между "секциями".
  • Се мянь (косая поверхность). Принятие силы противника соответствующим способом, позволяет разложить ее на меньшие составные.
  • Ганъа ли (Ganga li - сила рычага) и Лосюань де юйнун (Luoxuan de yunyong - использование винтового движения). Позволяют применить большую силу с меньшими затратами.
  • Гун фан хэ и (соединение воедино атаки и защиты). Атака неожиданно переходит в защиту, защита оказывается атакой. Часто одно движение является одновременно защитой и атакой).
  • Шоу чжун, юн чжун (следить за серединой, использовать середину). Мы стараемся контролировать центральную линию и центр тяжести противника, одновременно не позволяя ему атаковать нашу центральную линию, или лишить равновесия.
  • Цюань шэнь чжи фа (метот чувствования всего тела). Туй шоу - это не только "толкание руками". Использоваться должно все тело, действуя скоординированно. Шаги доолжны поддерживать тело и руки.

Несмотря на то, что в туй шоу вводятся некоторые определенные составы движений, в принципе они являются только точкой входа в практику сань туй шоу (свободное туй шоу), где не считается знание набора техник, а только умение использования базовых принципов в нескончаемом количестве ситуаций.

( )

Сань шоу (ши цзо)


Яо Чэнгуан и Яо Чэнжун тренируют сань шоу

Сань шоу (ши цзо) - это форма тренировки рукопашного боя. Используются все части тела. Для атаки использются не только ладони (кулаки), но также локти, плечи, голова, бедра, колена и стопы. Используются также броски и удушения. Мы не изучаем форм, или сложных "приемов". Нас интересует простая самозащита, без лишних движений и украшательств. Сань шоу тесно связано с туй шоу: " в туй шоу есть сань шоу, в сань шоу есть туй шоу ". Туй шоу, в котором концентрируемся на ситуации, когда наши предплечья находятся в контакте с предплечьями противника (тогда мы можем изменить направление действия его силы, лишить его равновесия или открыть себе пространство для атаки), является введением в сань шоу и дополнением этого метода наработки.

К сань шоу относятся большинство требований, которые были оговорены при описании туй шоу.

Мы изучаем простые, базовые удары, удары ногами, тренируя их не только "в воздух", а также на тренировочных мешках. Упражнения с мешками в ицюань понимают как метод проверки силы, развиваемой тренировкой чжан чжуан, ши ли, фа ли, то есть предназначены для контроля их эффективности.

Огромное значение имеет быстрая, ловкая, не приводящая к потере стабильности работа ног. Поэтому считая точкой входа упражнения моца бу, большое внимание обращают на тренировку быстрых перемещений. Постепенно разные шаги соединяют в одном упражнении в разные комбинации. Также разные удары руками и ногами тренируют в разных, импровизированных комбинациях, в соединении с разнородной работой ног.

Яо Чэнгуан и Яо Чэнжун тренируют сань шоу

Сань шоу (ши цзо) в первом значении относится к реальному рукопашному бою. Конечно, тренировочный спарринг, хоть и должен по определению готовить к реальной ситуации, не является тождественен реальному бою. Обое тренирующихся должны иметь в виду безопасность свою и партнера. Рекомендуется использование защитного снаряжения, особенно на начальном этапе практики сань шоу. Вначале обычно используются ограниченные формы спарринга, например можно атаковать только корпус, или можно использовать только кулаки, или можно использовать только удары ногами, а руками бить нельзя. Постепенно вводится все более возможностей, чтобы сделать спарринг похожим на реальный бой. Тогда тренируют на практике удары локтями, коленями, бедрами, плечами, головой, и т.п.

Практика спарринга является очень важным элементом тренировки. Чтобы достичь высокого уровня в свободном бою, нельзя все же забывать об остальных тренировочных методах ицюань. Несмотря на то, что тренируя только сань шоу можно научиться драться, без использования методов, таких как чжан чжуан, ши ли, моца бу, фа ли и т.п. невозможно достичь действительно высокого уровня.

В ицюань также присутствуют упражнения с оружием. Чаще всего используются упражнения с шестом. Некоторыми дополняющими упражнениями для тренировочных методов являются упражнения на растяжку, искусство принимания ударов, тренировка взгляда, и т.п.

Автор: Анджей Калиш
Оригинал статьи на сайте: http://www.yiquan.com.pl/
Перевод с польского: Олег Хома

 

Ицюань в даосском центре «Шен»:

Обсудить эту тему на форуме >>>