Чжан Хунбао
Первая ступень чжунгун высшего уровня
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
ГЛАВА II
МЕТОДИКА «БЫСТРОГО ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО НЕБЕСНОГО КРУГА»
Методика «быстрого формирования малого небесного круга» является основной методикой чжунгун первой ступени, но не потому, что это методика высокого уровня, а в связи с тем, что она представляет собой главное содержание занятий по отработке упражнений типа «мингун» и занимает достаточно много времени. Кроме того, темпы овладения этой методикой во многом определяет успешность овладения всей «системой жизненного самоконтроля» первой ступени. Хотя методика «быстрого формирования малого небесного круга» имеет немало общего с традиционной методикой «малого небесного круга», тем не менее она содержит принципиальные отличия.
1. Общее представление о методике «небесного круга»
Методика «небесного круга», или методика «перемещения (ци) по небесному кругу», в древности именовалась «искусством внутренней пилюли» и противопоставлялась пользовавшемуся одно время большой популярностью «искусству внешней пилюли». В период Чуньцю и Чжаньго (770 — 221 до н.э.) китайская знать была увлечена идеей продления жизни. С этой целью она приглашала известных алхимиков, надеясь на их чудодейственные снадобья. С наступлением эпохи династии Хань (206 до н.э. — 220) некоторые из алхимиков занялись «искусством выплавления пилюли», для изготовления которой в качестве основы использовалась киноварь (сернистая ртуть), к которой добавлялись сера и свинец. Поcле переплавки этого состава получалась так называемая «золотая пилюля» (позже получившая название «внешняя пилюля»). Алхимики утверждали, что, приняв это снадобье, можно «оторваться от земли». Однако осмелившиеся попробовать зачастую получали сильное отравление и умирали. Попытки продления жизни с помощью «внешней пилюли» не оправдали себя, и эта идея потерпела серьезное поражение. Зарождение «искусства внутренней пилюли» приходится на эпоху династии Северная Сун (960 — 1227), когда Чжан Бодуань и Хао Цзы-ян разработали методику «большого и малого небесного круга» «искусства внутренней пилюли». Пять отцов-даосов эпохи Южная Сун (1127 — 1279) являются их последователями. Методика «внутренней пилюли», зародившись, больше никогда не теряла своей популярности и бурно развивалась. Она была одним из секретов «пестования жизни» древних императоров. Главное отличие «искусства внутренней пилюли» состоит в том, что оно способствовало продлению жизни не за счет употребления различных снадобий, а благодаря формированию «пилюли» внутри организма, в процессе занятий цигун.
Термин «пилюля», входящий в понятие «искусство внутренней пилюли», означает сгусток ци, образующийся в даньтяне при достижении определенной степени натренированности, который может четко оформляться при концентрации ци и терять форму при рассеивании ци. Обладатели особой способности «просвечивания взглядом» могут визуально наблюдать его. Увидеть его могут также те, кто обладает сильным «внутренним зрением».
Научившись формировать «пилюлю», можно перемещать ее внутри тела. Таким образом получается что-то вроде внутреннего ядерного реактора. «Пилюля» хотя и мала, но обладает огромной энергией.
Формирование представления о «небесном круге» связано с астрономией. В понимании древних небо имело форму сферы, по центру которой проходит зодиакальный пояс. Небо вдоль этого пояса делилось на 365 долей, а вдоль этого пояса располагались многочисленные скопления звезд, включая 28 созвездий. Один оборот рукоятки ковша Большой Медведицы равнялся одному «небесному кругу». Древние ученые, занимавшиеся вопросами «пестования жизни», изучая тело человека, обнаружили, что на нем имеется 365 биологически активных точек, рассредоточенных по всей его поверхности, точно так же, как 365 градусов небесной сферы. Это и дало им повод считать, что тело человека, подобно небу, представляет собой «небесный круг». Когда ци совершает оборот по меридианам жэньмай и думай, расположенным в верхней части тела, это называют «малым небесным кругом», когда же ци проходит по всем двенадцати меридианам и по восьми «чудесным меридианам» через все 365 точек и замыкает круг, это называют «большим небесным кругом».
Методика «небесного круга» подразделяется на три разновидности: «мысленный небесный круг», «небесный круг энергетических каналов» и «небесный круг пути пилюли». «Мысленный небесный круг» предполагает «ведение ци мыслью» по меридианам жэньмай и думай в верхней части тела, что достигается достаточно легко. Овладев этой разновидностью методики «небесного круга», можно переходить к следующей разновидности — «небесному кругу энергетических каналов». Здесь уже не требуется участие «мысли». Достаточно расслабиться, и ци сама начинает циркуляцию по двум указанным выше меридианам. При третьей разновидности, «небесном круге пути пилюли», ци движется не по энергетическим каналам, а по спинному мозгу. Это упражнение можно выполнять только под контролем наставника. Обычно один наставник контролирует выполнение упражнения одним-двумя учениками, стоя с ними лицом к лицу. Это упражнение является весьма сложным, поскольку во время формирования «пилюли» происходит так называемый «процесс малой смерти во имя большой жизни», когда человек в течение семи дней находится в забытьи. Если рядом не будет наставника или инструктора, умеющего обеспечить безопасность процесса, человек может умереть. Популяризируя методику «небесного круга», мы не обучаем «небесному кругу пути пилюли».
2. Отличия методики «быстрого формирования малого небесного круга» от традиционной
Методика «малого небесного круга» занимает особое место в науке «пестования жизни». Овладеть ею весьма сложно, поэтому она всегда была окутана тайной и казалась неосуществимой.
Новый импульс развитию методики «малого небесного круга» придала методика «быстрого формирования малого небесного круга», разработанная в рамках чжунгун, которая, тем не менее, подверглась со стороны коллег по цигун достаточно резкой критике, вызванной непониманием ее сути. Если «небесный круг можно сформировать быстро, то почему же раньше об этом ничего не было слышно?» Вопрос, что называется не в бровь, а в глаз. Настало время посвятить всех желающих в тайну «быстрого формирования».
Прежде всего замечу, что методика «быстрого формирования малого небесного круга» широко практикуется уже в течение трех лет и то, что «быстрое формирование» — реальность, ясно всем. Секрет состоит в новом подходе к принципам и практике традиционной методики «небесного круга», что стало возможным благодаря более глубокому знанию человеческого организма.
1) Если говорить о принципах, то, согласно традиционной методике, меридианы жэньмай и думай являются непроходимыми и требуются длительные упорные тренировки для того, чтобы сконцентрированная ци смогла прорвать «заставы» и начать циркулировать по «малому небесному кругу». Теория чжунгун полагает, что меридианы думай и жэньмай изначально проходимы и для прохождения «застав» не требуется концентрация ци, то есть, что «малый небесный круг» изначально проходим. Согласно теории чжунгун, проходимыми являются и все остальные энергетические каналы. Они не только проходимы, но и находятся в постоянной работе, пропуская в меридианальном направлении естественным образом циркулирующую по ним ци. «Где есть проходимость, там нет боли; если возникла боль, значит нарушена проходимость». Иными словами, там, где нарушается проходимость, возникает очаг заболевания, или, наоборот, если болезнь не проходит, значит не восстановлена проходимость энергетических каналов.
Итак, все энергетические каналы человека, включая меридианы думай и жэньмай, проходимы. В этом состоит вся суть проблемы. Это так просто, что трудно поверить. И если это действительно так, то получается, что мы несколько тысячелетий блуждали впотьмах! Секреты, заклинания, тайны... Тысячелетия мучений, а все так просто! Чем выше уровень методики, тем легче она дается, чем ближе она к истине, тем она доступнее для понимания. В течение тысячелетий человечество вело поиск и иногда даже было в нескольких шагах от успеха. Казалось, еще немного, и истина восторжествует, но, к сожалению, все опять возвращалось на круги своя: многодневные тренировки по «постройке фундамента», накапливание ци и прорыв «застав». Таким образом, на основе углубленного изучения секретов организма человека, кропотливой проработки традиционных даосских методик и практических экспериментов в чжунгун удалось осуществить прорыв в этой области знания и прийти к однозначному результату.
Возникает вопрос: если «малый небесный круг» проходим, зачем тогда нужна методика его быстрого формирования? Зачем вообще нужна методика «небесного круга»? Давайте проанализируем эту проблему.
а) Обычный человек обладает вполне проходимыми каналами думай и жэньмай, но он не способен чувствовать движение ци в них и не умеет сознательно регулировать ее циркуляцию, которая к тому же совершается по этим каналам только в определенное время.
Благодаря методике «небесного круга» человек обретает способность явственно ощущать слабую циркуляцию внутри своего тела, направлять движение ци «мыслью». Что это дает? Самое главное, что в случае возникновения патологии на каком-либо из участков на меридианах думай и жэньмай можно, используя свои скрытые способности, направлять ци в очаг заболевания, ликвидировать застои и, восстановив проходимость каналов, избавиться от болезни. Кроме того, постоянная тренировка в «ведении» ци по меридианам думай и жэньмай приводит к появлению условного рефлекса, в результате которого для начала активной циркуляции «истинной ци» по вышеуказанным меридианам достаточно лишь войти в состояние готовности к выполнению упражнений или просто расслабиться. Таким образом осуществляется переход к «небесному кругу энергетических каналов».
Меридианы думай и жэньмай «управляют» всеми двенадцатью основными меридианами, поэтому проходимость главных каналов и активность ци являются важнейшим условием нормального функционирования всего организма. Вдоль меридианов думай и жэньмай расположены точки фэйшу, синыпу, ганыпу и шэньшу, которые весьма эффективны при лечении заболеваний внутренних органов, поэтому их «орошение» «истинной ци», циркулирующей по «небесному кругу», в значительной степени способствует «пестованию жизни» и долголетию.
б) Хотя меридианы думай и жэньмай у обычных людей являются проходимыми, однако, в связи с тем, что «истинная ци» после рождения постоянно расходуется и слабеет, циркуляция ци в начале занятий по методике «небесного круга» едва ощутима. У занимающихся регулярно поток ци ощущается все более широким. Ци начинает движение вверх по всей спине, не ограничиваясь только меридианом думай. Появление такого ощущения означает, что в результате комплексных занятий цигун удалось наполнить тело «посленебесной истинной ци». Прямым следствием этого факта является здоровое функционирование организма, а в последующем — пробуждение скрытых резервов человека и появление разнообразных особых способностей.
в) Методика «быстрого формирования малого небесного круга» включает упражнение «пестование ци». Оно заключается в постоянном «сосредоточении мысли» на всех даньтянях с целью концентрации в них «истинной ци». Коагуляция ци и приводит к образованию так называемой «пилюли». Появление в организме человека «внутренней пилюли» можно сравнить с появлением там небольшого ядерного реактора. Сфера его применения простирается от лечения собственных заболеваний и укрепления своего здоровья до оказания терапевтической помощи другим в самых сложных случаях.
г) Занятия по методике «малого небесного круга» способствуют проявлению особых способностей, таких как «чувствование телом», «внутреннее зрение». На более высоких ступенях владения методикой может появиться способность «просвечивать взглядом», т.е. «откроется небесный глаз».
2) Выше мы рассмотрели сущность нового подхода к принципам традиционной методики «малого небесного круга». Что касается технической стороны, то можно сказать, что традиционная методика достаточно замкнута. Она направлена на «вскармливание» внутренней «истинной ци» с целью ее накопления и «пробивания» «застав». В отличие от традиционной методика «быстрого формирования малого небесного круга» в чжунгун характеризуется «открытостью», что проявляется в использовании «внешних сил», их сочетании с «внутренними силами», в слиянии усилий наставника и ученика, слиянии человека и неба в единое целое.
«Малый небесный круг» чжунгун имеет пять основных особенностей, отличающих его от традиционной методики:
а) в процессе «сосредоточения ци» осуществляется «набирание» «космической истинной ци» в организм человека, с использованием которой осуществляется циркуляция по «малому небесному кругу». В результате достигается сильное «ощущение ци», оно появляется быстро, не требуется «накапливания» ци в течение продолжительного времени. Это методика «небесного макрокруга», методика слияния неба и человека в единое целое;
б) использование «внутренней» и «внешней силы мышления» оказывает воздействие на все основные точки меридианов жэньмай и думай, в результате чего ощущения, распределяющиеся по точкам, участкам и линиям, соединяются в одно и формируют замкнутый «небесный круг». Учение чжунгун считает, как уже говорилось выше, «силу мышления» разновидностью силы, способной трансформироваться в физическую, механическую силу. Раньше, не имея в своем распоряжении этого «золотого ключика» к тайне человеческого организма, люди полагали, что «ведение ци мыслью» представляет собой чисто идеальный процесс. Вооружившись новой идеей чжунгун, можно по-новому рассмотреть процесс «ведения ци мыслью». Когда вы направляете «мысль» на ту или иную биологически активную точку, то вы оказываете на нее физическое воздействие, подкрепленное воздействием ци. Именно поэтому в данной точке быстро возникает физическая реакция в виде «жара», набухания, онемения или пульсации. Когда мы используем прием стимулирования ци голосом, последовательно воздействуя на каждую точку, то есть, когда наставник продуцирует мысли, направленные на «прочищение» той или иной точки, которые с помощью «носителя» в виде звуковых волн переносят его «схему мышления» на определенные биологически активные точки реципиента, возникает физическая реакция. Ее способны почувствовать все, за исключением тех, кто относится к «не: чувствительному» типу. Этот прием направлен на «слияние» учителя и ученика в единое целое. Он позволяет соединять во время занятий внешние и внутренние силы;
в) теперь, когда раскрыт секрет «открытия небесного круга» с посторонней помошью, методика его «быстрого формирования» стала еще более надежной, поскольку в процессе популяризации методики появилась возможность оказания взаимной помощи;
г) проведение групповых занятий путем «передачи мастерства» позволяет начинающим, у которых биомагнитное поле еще достаточно слабо, быстро усилить его за счет магнитной индукции, в результате чего они «одним прыжком достигают неба», выходят на одну «стартовую» линию с остальными. Таким образом эта методика является индивидуальной и коллективной одновременно.
3. Методика «быстрого формирования малого небесного круга»
Методика «быстрого формирования малого небесного круга» включает четыре упражнения, о которых пойдет речь ниже.
1) «Прочищение круга со стимулированием ци голосом»
Прежде всего необходимо уяснить месторасположение девяти точек меридианов жэньмай и думай, которые за-действуются в этом приеме.
Между бровями в области точки иньтан находится верхний даньтянь;
посередине линии, соединяющей два соска, в области точки шаньчжун находится средний даньтянь;
в области ниже пупка находится нижний даньтянь;
область точки хуэйинь называется хуэйинь;
основание копчика, откуда берет начало меридиан думай, называется вэйлюй;
область точки на позвоночнике, находящейся на одном уровне с пупком, называется минмэн;
место соединения шейного отдела позвоночника и грудного отдела позвоночника называется дачжуй;
область точки юйчжэнь в центральной части затылка называется юйчжэнь;
область точки на макушке, расположенной на середине линии, соединяющей кончики ушей, называется байхуэй.
Участок линии, проходящей посередине передней части верхней половины тела от нижней челюсти до хуэйинь, называется жэнь-май;
участок линии, проходящей посередине задней части верхней половины тела от вэйлюй через макушку до верхней челюсти, называется думай.
Жэньмай представляет собой «море» меридианов инь и управляет всеми шестью инь-меридианами; думай является «морем» ян-меридианов и управляет всеми шестью ян-меридианами. «Малый небесный круг» формируется по меридианам думай и жэньмай, проходя через девять вышеперечисленных участков.
В методике «быстрого формирования малого небесного круга» используется прием «прочищения круга со стимулированием ци голосом». Он заключается в том, что в процессе занятия ведение ци по меридианам жэньмай и думай осуществляется звуковыми волнами, продуцируемыми наставником, и «мыслью» самого обучаемого. Каждый звук, издаваемый наставником, служит «носителем» всех его способностей, то есть его голос играет роль источника информации. Получая эту информацию, обучаемый, следуя голосу наставника, «мыслью» заставляет ци циркулировать.
Занятие можно проводить в положении стоя, сидя и лежа. Обучаемый должен, полностью расслабившись, сосредоточить внимание на нижнем дань-тяне и вообразить, что меридианы жэньмай и думай представляют собой замкнутую прозрачную трубку. Наставник «бросает» в нижний даньтянь обучаемого «горячие уголья», и даньтянь начинает раскаляться. Обучаемый, мысленно «толкая» уголья и следуя голосу наставника, начинает «перемещать» их по кругу. На каждом из участков пребывания «углей» обучаемый должен получить «ощущение ци». Все возникающие ощущения — ломота, онемение, разбухание, тяжесть, жар, холод, пощипывание — считаются нормальными. Чаще всего встречаются ощущения жара и холода.
Дышите естественно, «внутренним зрением» сопровождайте движение ци по кругу.
Маршрут движения ци: нижний даньтянь — хуэйинь — вэйлюй — минмэн — дачжуй — юйчжэнь — байхуэй — верхний даньтянь — средний даньтянь — нижний даньтянь.
Это упражнение предназначено главным образом для лечения заболеваний сердца, почек, нервной системы и других патологий в верхней части тела.
Завершение упражнения
Растирание рук. Разотрите ладони рук друг о друга. Этим достигается повышение биоэлектрического потенциала ладоней, зарядка их дополнительной тепловой энергией.
«Сухое умывание». Проведите ладонями по лицу сверху вниз, сопровождая движение мыслью о том, что под ладонями расправляются все морщины. Лицо будет розовым и лоснящимся, замедлится его старение.
«Сухое причесывание». Пальцами обеих рук проведите по волосам головы спереди назад так, чтобы кончики пальцев касались кожи. Этот элемент способен лечить заболевания нервной системы, устранять головокружение, головную боль и мигрень.
Похлопывание по голове. Перемещая ладони спереди назад, похлопывайте по голове, задерживаясь на наиболее болезненных местах. Действие этого упражнения аналогично предыдущему.
Растирание ушей. Обеими руками разотрите и разомните ушные раковины изнутри и снаружи. Особенно тщательно разминайте болезненные места. Затем оттяните мочки. Все участки тела имеют рефлекторные точки на ушах, поэтому, растирая уши, вы как бы массируете все тело. Кроме того, растирание ушей способствует укреплению почек, поскольку на ушах расположены их выходные отверстия.
Растирание области дачжуй. Разотрите рукой область точки дачжуй, включая шейный отдел позвоночника. Дачжуй является местом соединения шейного и грудного отделов позвоночника и слабоустойчив к простудам. Поэтому после занятия обязательно надо насухо вытереть выступивший на этом участке тела пот.
Описанные выше приемы, выполняемые при завершении упражнения, аналогичны тем, которые выполняются при окончании упражнения «палец-меч».
«Журавль пьет воду». Нижней челюстью выполняйте вращательные движения вперед-назад в вертикальной плоскости.
Два приема — растирание точки дачжуй и «журавль пьет воду» — способствуют профилактике заболеваний шейного отдела позвоночника, «пробиванию» «заставы» юйчжэнь и являются весьма эффективными для «прочищения небесного круга».
Перечисленные семь завершающих приемов необязательно выполнять в полном объеме. Если возникает необходимость срочно окончить занятие, можно ограничиться лишь одним — «похлопыванием по голове». Этого будет достаточно, чтобы оставшаяся в области головы ци опустилась в нижний даньтянь. После этого рекомендуется сосредоточить на некоторое время внимание на нижнем даньтяне или просто сделать глубокий выдох и вдох.
2) «Пестование ци»
В методике «быстрого формирования небесного круга» чжунгун этапу «малого небесного круга» соответствует «пестование ци», а этапу «большого небесного круга» — «пестование духа». «Пестование ци» — это способ «формирования пилюли».
Положение тела. Упражнение может выполняться в положении стоя, сидя или лежа. Полностью расслабьте все тело, дышите естественно. Сосредоточьтесь легко на нижнем даньтяне (женщинам в менструальный период рекомендуется сосредоточиваться на среднем даньтяне). Наложите кисти друг на друга (мужчины — правую на левую, женщины — наоборот) и легко прижмите к области нижнего даньтяня. Регулярное выполнение этого упражнения приводит к накоплению ци и формированию «клубка ци», т.е. так называемой «пилюли». Возможны варианты этого упражнения. Можно лишь полностью расслаблять все тело без сосредоточения внимания. Этого бывает достаточно для устранения заболеваний в некоторых случаях. Упражнение можно также сопровождать «сосредоточением мысли» на очаге заболевания.
Первое упражнение — «прочищение круга со стимулированием ци голосом» — направлено на «тренировку», второе — «пестование ци» — на «пестование, вскармливание». В чжунгун главная роль отводится «пестованию», в то время как «тренировка» имеет вспомогательное значение. В самом деле, без «пестования ци» ее количество в организме будет мало, по «небесному кругу» будет циркулировать, по сути, пустота. Естественно, что эффект от такого упражнения положительным не будет, кроме того, возникают трудности с «формированием пилюли». С точки зрения распределения времени, «пестование» должно занимать 2/3, а «тренировка» — 1/3.
3) Тайный метод «открытия небесного круга»
Предлагаемый метод помогает «открытию небесного круга» у других и представляет собой наиболее сокровенный элемент «небесного круга». Упражнение подразделяется на два этапа: сначала — «открытие», затем — «ведение».
«Открытие». Используя «палец-меч», несколько раз интенсивно проведите сверху вниз по меридианам жэньмай и думай пациента. Эта процедура способствует ускорению кровообращения в зоне этих меридианов, а также стимулированию состояния пациента с помощью вашего биоэлектрического потенциала. «Открытие» участков хуэйинь и вэйлюй осуществляется самим пациентом путем «сосредоточения мысли» на них, что проявляется в возникновении «ощущения ци». Ци начинает движение вслед за кровью, и вскоре после этапа «ведения» пациент явственно ощущает циркуляцию ци.
«Ведение». Встаньте слева от пациента. Пациент должен полностью расслабить все тело и прикрытыми глазами следить за руками наставника. Последний точкой лаогун правой руки начинает «ведение» от точки вэйлюй вверх по меридиану думай пациента. Достигнув точки байхуэй, наставник меняет руку на левую и точкой лаогун воздействует на меридиан жэньмаи пациента, ведя руку до нижнего даньтяня. Через точки хуэйинь и вэйлюй пациент «проводит» ци самостоятельно. Выполните процедуру несколько раз. Расстояние между рукой и телом пациента не должно быть менее 20 см. Пациент через щелки глаз зрительно и мысленно сопровождает «ведение», внимательно следя за всеми возникающими ощущениями.
4) «Накапливание ци»
Это упражнение выполняется перед упражнением «прочищение круга со стимулированием ци голосом». К нему также можно прибегнуть перед самостоятельными занятиями по методике «небесного круга» или тренировкой в «открытии небесного глаза».
Работа мысли. «Поместите» себя в космическое пространство и мысленно повторяйте: «Я — в ци, ци — во мне. Небо и человек слиты воедино. Ци служит мне».
Выполнение упражнения. Расслабьте все тело. Представив себя окутанным туманом космической «истинной ци», начинайте ладонью правой руки (женщины — левой) описывать концентрические круги вокруг нижнего даньтяня. Постепенно увеличивайте радиус вращения, пока он не охватит все тело. Затем начинайте сокращать радиус вращения. Выполняя вращения, представляйте, что энергия и свет космической «истинной ци» стягиваются к вам и устремляются в нижнюю часть живота, в центральную точку описываемых вашей рукой кругов.
Действие упражнения. Данное упражнение является упражнением «открытого» типа, позволяющим быстро накапливать ци. Прочищение «небесного круга» с помощью космической ци не требует «собирания» ци и «пробивания»* «застав». Благодаря этому упражнению можно за короткий промежуток времени наполнить организм «истинной ци», а затем осуществлять циркуляцию по «небесному кругу»
или заняться тренировкой в «открытии небесного глаза».
Принципы упражнения. Если ведро стоит неподвижно, то вода в нем спокойна. Если же, опустив в воду палку, вращать ею в одном направлении, то образуется воронка, в центре которой создается наибольшее давление и центростремительная сила. Эта сила продолжает увлекать воду в течение некоторого времени даже после прекращения воздействия палкой. Ци, заполняющая космическое пространство, в обычной ситуации также относительно спокойна. Когда вы начинаете выполнять ладонью вращательные движения, возбуждая тем самым движение ци, она, подобно воде в ведре, начинает вращаться, создавая в центральной точке максимальное давление и центростремительную силу. Эта сила увлекает к центру «космическую-ци», продолжая воздействовать на нее в течение некоторого времени даже после прекращения выполнения вращательных движений рукой. Предлагаемое упражнение, таким образом, позволяет в кратчайшие сроки наполнить все тело окружающей человека «космической ци».
Методика «быстрого формирования малого небесного круга» проста и безопасна, основным ее критерием является состояние комфорта. Тем не менее нельзя сказать, что она доступна всем без исключения. Определяющим в ней является тип энергетических каналов человека. У людей с нечувствительным типом каналов не возникает «ощущения ци». Поэтому этой категории людей не стоит во что бы то ни стало добиваться «ощущения небесного круга». Им лучше сменить методику на терапевтическую или заняться тренировкой «силы мышления». Обладатели высокочувствительного и чувствительного типов энергетических каналов, как правило, овладевают методикой «быстрого формирования малого небесного круга» за очень короткое время.
<<< назад | вперед >>>
Источник: «Цигун и Спорт» 1996, N3.
|