Наши телефонные номера
Наши координаты: Москва, ул. Вавилова, д. 97
Telegram: @taosunrise или WhatsApp
Схема проезда e-mail: center@daos.ru

 

Чжан Хунбао
Первая ступень чжунгун высшего уровня

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5

Часть II «ЧЕТЫРЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ»

7. «Восемь важных факторов успеха»

Первый фактор — собственно методика, то есть, во-первых, правильный ее выбор и, во-вторых, правильное ее применение в процессе учебы. Сначала поговорим о выборе методики.

Существует большое количество методик цигун. Только в письменном виде их зафиксировано несколько тысяч. В Китае в настоящее время используется около двухсот пятидесяти методик. Все они принадлежат разным школам: буддистской, даосской, медицинской, конфуцианской. Существует и цигун ушу.

По типологии методики подразделяются на динамические, статические, «замкнутые» и «открытые». По своему действию они бывают оздоровительными, т.е. предназначенными для лечения болезней и сохранения здоровья, и интеллектуально-энергетическими, т.е. предназначенными для развития скрытых способностей человека. Кроме того, цигун бывает «жестким», «легким», «водным», «огненным», «электрическим» и т.д.

Как же в этом море методик выбрать ту, которой легче всего овладеть, которая позволит достичь поставленных целей? То есть встает вопрос о правильном выборе методики. Даже наличие сильной воли не компенсирует вред, который может принести ошибка в выборе. Скорее, наоборот, чем большее упорство вы будете проявлять, тем сильнее будут негативные последствия. Например, больному гипертонией противопоказано «сосредоточение мысли» на «верхнем даньтяне». Чем больше он будет заниматься, тем выше будет у него давление.

«Неконтролирующему» типу обучаемых нельзя практиковать занятия «спонтанным цигун», поскольку потеря контроля над собой оборачивается массой неприятностей как для самого обучаемого, так и для членов его семьи и окружающих. Тем, кто обладает энергетическими каналами «нечувствительного» типа, можно рекомендовать методики, не связанные с мысленным ведением ци.

Выбор методики должен в максимальной степени основываться на индивидуальных особенностях человека. Выбрав методику, необходимо задаться вопросом, как правильно ею овладеть. Этой цели служат «пять звеньев кратчайшего пути», о которых более подробно мы поговорим ниже. Следование «пяти звеньям» поможет овладеть цигун в кратчайшие сроки.

Фактор второй — окружение, то есть жена, муж, братья и сестры, родители и друзья, поддержка которых неизменно способствует быстрому прогрессу на пути овладения цигун. Ваше окружение поможет обеспечить спокойную обстановку во время занятий, от него зависит, сможете ли вы найти для этого время. Кроме того, цигун потребует определенных материальных затрат, ведь без вложения денег некоторые методики так и останутся недоступными. И в этом плане поддержка родственников и друзей будет весьма кстати.

Третий фактор — деньги. Раньше говорили: «Без денег нечего и думать о взращивании дао». Ведь так говорили! Смысл этой фразы заключается в том, что «бедному — грамота, а богатому — воинские искусства». Если вы решили заняться ушу или цигун, неизбежно придется искать учителя, устанавливать контакты с коллегами, много ездить, посещать курсы — все это требует денег, особенно сейчас, когда без денег нельзя и шагу ступить.

Изучая цигун, нельзя заботиться только о том, чтобы получать, и не думать о том, что надо отдавать. То, что досталось легко, с такой же легкостью и выбрасывается. Даже золото, добытое таким путем, не представляет для хозяина никакой ценности. В этом вопросе мы с некоторыми товарищами расходимся во мнениях. Они считают, что обучение цигун должно быть безвозмездным. Мы предлагаем сочетание платного и бесплатного обслуживания при доминирующей роли платного.

Четвертый фактор — среда. Под «средой» мы понимаем как собственно обстановку на месте проведения занятий, к которой предъявляются очень высокие требования, так и условия работы и жизни. Место для занятий цигун должно быть тихим и спокойным с постоянным притоком свежего и чистого воздуха. Когда в теле появляется «ощущение ци» и энергетические каналы становятся достаточно чувствительными, для отработки упражнений наиболее благоприятны места с сильным электромагнитным полем Земли. Под действием этих благоприятных факторов окружающей среды эффективность занятий значительно повышается и результат приходит гораздо быстрее, иногда даже моментально.

Что касается среды социальной, то важнейшими требованиями являются нормальные отношения дома, на работе и с соседями. Не следует превращать свои занятия в некую тайну. Наоборот, необходимо пропагандировать цигун, использовать свои знания во благо окружающих. В противном случае возможны ситуации, когда ваше поведение будет казаться странным, а при возникновении соответствующих цигун-реакций организма вас просто примут за сумасшедшего. Возникающие в такой ситуации насмешки, косые взгляды и кривотолки будут давить на вас в психологическом плане, а это неизбежно негативно отразится на занятиях.

Цигун приносит эффект только тогда, когда занимающийся находится в приподнятом настроении. Подавленность, напряженное состояние только вредят делу.

Пятый фактор — учитель. В понятие «учитель» мы вкладываем двоякий смысл. Во-первых, под «учителем» мы понимаем опытного наставника. Для занятий цигун просто необходим человек, который смог бы правильного руководить вашей подготовкой. Не менее важным является и вопрос отбора учителем учеников.

Во-вторых, под понятием «учитель» мы подразумеваем определенный образ поведения, связанный с пониманием собственного несовершенства и стремлением учиться у своих товарищей. Такой подход требует от занимающегося цигун скромности и осмотрительности, желания перенять у коллег все лучшее, учиться у других. Быстрый прогресс в цигун возможен только при наличии хорошего учителя. При этом очень важно понять, что «хорошие» учителя тоже бывают разные. Известность и популярность человека не всегда являются свидетельством его способности обучать других. Настоящий учитель необязательно занимает какое-либо положение в обществе, может и не пользоваться большим влиянием и даже быть вообще неизвестным. Он целиком отдает себя цигун. Именно такие люди чаще всего досконально знают свое дело и являются учителями в полном смысле этого слова. Поэтому, выбирая наставника для занятий цигун, нужно помнить, что внешний блеск бывает обманчив.

Кроме этого, следует учитывать и еще один критерий — неприкосновенность абсолютного авторитета учителя, который должен пользоваться безусловным уважением со стороны сознающего свое несовершенство ученика. Просто выбором учителя дело не заканчивается. Необходимо пройти период «притирки», а это задача непростая и в былые времена занимала до двух лет. Предстоит выполнять самые разнообразные поручения учителя, быть у него на побегушках: греть воду, готовить еду, выносить ночной горшок, мыть ему ноги, а зачастую получать и абсолютно незаслуженные нагоняи. Это и есть «притирка». В этот период происходит «настройка» ученика на изучение цигун, устанавливаются определенные межличностные отношения между учеником и учителем. Учитель подбирает такой способ посылки сигналов, который позволял бы ученику легко их воспринимать, такой способ общения с учеником, который позволял бы понимать его с полуслова. Только отрегулирован ность всех этих вопросов делает возможным установление отношений тесного взаимопонимания и передачу мастерства высокого уровня. Без установления определенных отношений между учителем и учеником, первый из которых должен быть над вторым, а второй безропотно принимать такое положение вещей, передать мастерство просто невозможно. Если этого не понимать, держать себя на равных с учителем, вести себя запанибратски, то изучение цигун высокого уровня не имеет никаких перспектив. Максимум, что можно усвоить в этом случае, — движения начального этапа. Поэтому фактор «учителя», кроме всего прочего, подразумевает почтение к наставнику, способность правильно воспринимать «притирку» и выдержать ее, как бы долго это ни продолжалось.

«Один день — учитель, отец — всю жизнь», — гласит поговорка. Своего учителя надо помнить всегда и до конца своих дней быть ему благодарным. Следует твердо усвоить эту нравственную норму. Находятся люди, которые, позанимавшись с наставником пару дней, затем заявляют: «Это не я у него учился, а он у меня». Это безнравственно. Вполне возможно, что через некоторое время после начала занятий вы проявите способности более высокие, чем у вашего учителя. И это вполне естественно. Ученик, превзошедший учителя, должен проникнуться к нему еще большим уважением. Глубокого почтения достоин любой учитель — обучал ли он вас азам мастерства или посвящал в тайны цигун более высокого уровня.

Выбирая наставника, нельзя ориентироваться только на уровень его мастерства, необходимо также принимать во внимание и его человеческие качества. И еще одно правило. Если вы занимаетесь у одного учителя и ищете другого, обязательно советуйтесь с первым. Это тоже знак уважения. Без его согласия не уходите к другому. Конечно, если обстоятельства не позволяют узнать мнение своего наставника и вы уверены в правильности выбора, то это другое дело. Но общая норма требует согласия того, у кого вы занимаетесь. Ваш учитель, если он действительно хороший учитель, всегда заинтересован в том, чтобы вы прогрессировали, и если уж он не дает своего согласия, значит на это есть причины. Ведь наставник всегда видит глубже и способен разглядеть, скажем, нравственные недостатки, казалось бы, у большого мастера. Возможна также ситуация, когда между двумя методиками, вашего старого и нового учителя, существуют большие расхождения в подходах и вы не только не сможете преодолеть эти противоречия, но и невзначай можете раскрыть какие-то секреты.

Учитель, выбирая ученика, также предъявляет к нему ряд требований. Основными для начинающих являются следующие: выбранная методика, окружение, деньги, среда, нравственность, задатки, сметливость и причины, побудившие человека заняться цигун. К ученикам продвинутого этапа, претендующим на то, чтобы называться преемниками, предъявляются еще более высокие требования. Чтобы стать учеником мастера, необходимо пройти определенные испытания и период «притирки». При этом не следует сетовать на то, что в течение довольно длительного времени от учителя нет никакой отдачи. Отдача может произойти очень быстро и просто, ведь мастерство высокого уровня иногда скрыто всего в одном слове, цена которого дороже золота. Его нельзя произносить всуе. Чтобы удостоиться этого слова, необходимо пройти через испытания. Все, о чем говорилось выше, составляет первое значение понятия «учитель».

Второе значение этого фактора заключается в отношении к коллегам, к тем, кто вместе с вами постигает азы мастерства. И здесь требуются скромность и осмотрительность, понимание своего несовершенства, внимание ко всему хорошему, чему можно научиться у них. Скепсис здесь неуместен. Любое направление цигун существует постольку, поскольку оно представляет хоть какую-то пользу, в противном случае оно просто зачахнет. Если у кого-то выходит хуже, чем у вас, все равно следует брать для себя то, что может пригодиться. Даже в том случае, если научиться ничему полезному нельзя, все равно требуется скромность, недопустимы высокомерие и заносчивость. Здесь очень подходит образное сравнение с морем, полноводие которого обеспечивается благодаря его низкому расположению относительно рек, которые питают его.

Шестой фактор — нравственность и добродетель. Этот вопрос является очень важным, поскольку изучению цигун предшествует воспитание человека. Особая роль этому фактору отводится в чжунгун: ведь прежде, чем демонстрировать способности, применять их на практике, необходимо обрести возвышенное состояние духа, которое приходит в результате благих поступков, совершенных во имя других. Чем интенсивнее ощущение возвышенности духа, тем быстрее проявляются особые способности. С открытым сердцем легко заниматься. Если же давит груз грязных дел, то состояние покоя недостижимо. Даже если удается сосредоточиться, все равно возникают различные помехи, не позволяющие продолжать занятия. Нравственность, о которой идет речь, не простая абстракция и не нравоучение, а неотъемлемая часть цигун-подготовки. Без этого вы ничего не добьетесь. Поэтому одно из требований чжунгун — оказание помощи другим, помощи, доставляющей радость. Надо отринуть низменные интересы, стремиться к благородству, искренности и чистоте помыслов.

Развитие чжунгун и рост мастерства определяются двумя условиями: первое из них состоит в том, что чжунгун создавался для всей страны, для общества, для других во имя национальных интересов. В чжунгун для совершенствования совсем необязательно физическое присутствие в том или ином месте. В процессе обучения происходит накопление информационных сигналов в определенном месте, которые впоследствии вводятся в мою био-ЭВМ. Любой последователь чжунгун может вступить со мной в опосредованный контакт и, действуя по установленным правилам, совершать благие поступки, полезные для общества и отдельных людей. Эти нравственные поступки войдут составным элементом в информационные сигналы при установлении опосредованного контакта со мной в следующий раз, что и обеспечит рост вашего мастерства.

Вторым условием роста мастерства является вклад в развитие чжунгун. Хотя он и создан во благо людей, у него есть свои интересы, реализация которых зависит не только от отца-основателя, но и от совместных усилий всех учеников и последователей. Значительный вклад в чжунгун обеспечивает непосредственный рост мастерства, механизм которого аналогичен вышеизложенному.

Понятие «нравственность» в чжунгун имеет современную специфику и отличается от традиционного понимания этических норм цигун. Это отличие заключается, в частности, в отношении к взиманию денег за обучение. Как уже говорилось выше, в чжунгун оплата труда учителя считается нравственным явлением, поскольку в полной мере соответствует сложившимся на данный момент этическим нормам рыночных отношений, характерных для начального этапа строительства социализма в Китае. Ведь те, кто занимается цигун, не могут питаться воздухом. Развитие цигун, серьезные исследования невозможны без материальных вложений. На собранные деньги мы за последние полтора года открыли Центр исследований цигун, создали Международную компанию цигун, получившую лицензию Главного управления промышленности и торговли КНР, организовали Международный университет цигун. У государства нет денег, чтобы помочь нам в этих начинаниях. Что же плохого в том, что, вкладывая средства в интересах общества, мы, когда это возможно, берем за обучение посильную плату?

Седьмой фактор — задатки. Выше мы уже говорили о том, что у каждого человека есть свои индивидуальные задатки, которые надо учитывать при выборе методики. Например, если вам зачастую удается предугадывать развитие событий за счет ощущений или сновидений, это означает, что у вас есть задатки для развития способности предвидения. Если вы видите то, что недоступно для глаз остальных, значит у вас есть задатки для открытия «небесного глаза». К таким задаткам также можно отнести появление предметов, о которых вы думаете, ощущение запахов, которых другие не ощущают, более высокий уровень биологического электромагнитного поля и т.д. Короче говоря, правильный выбор методики с учетом индивидуальных задатков позволяет сократить время на выработку особых способностей. Если у вас отсутствуют ярко выраженные задатки, тип ваших способностей обязательно проявится в процессе занятий. Главное, не пытайтесь добиваться того, чего добились другие. Это будет пустая трата времени.

Восьмой фактор — сметливость, интеллект — является важным условием успешного овладения цигун. Слушая объяснения учителя, надо уметь уловить самое главное, а кроме того, понять суть его слов, ведь чжунгун не просто процесс изучения техники, а комплексное овладение теорией и практикой. Среди моих методов есть, например, такой, который называется «передача мыслей», позволяющий за короткий промежуток времени передать обучаемым всю необходимую информацию. Передав информацию, после чего я вправе рассчитывать на то, что обучаемый сможет самостоятельно осваивать методику. Если он этого не понимает, продолжает стремиться к педантичному копированию приемов, это означает только одно — недостаточную сметливость. Иногда я передаю обучаемым информацию о том, что я неважно себя чувствую и нуждаюсь в их помощи. Однако это не означает, что я действительно заболел. Таким образом я, во-первых, проверяю обучаемых, во-вторых, обучаю их, передаю им определенные способности. Если они недостаточно сметливы, то обязательно подумают, что я и впрямь заболел, да еще и придут ко мне. Такой вариант действий говорит об отсутствии прозорливости. В другом случае я передаю информацию о болезни другого человека и «направляю» ученика на помощь ему. Это делается в учебных целях, ведь ученик еще не готов к такой деятельности! А он приходит и оправдывается, что, мол, боится, что не справится, что с такими больными еще не работал. Такой ученик также не отличается сметливостью. Еще пример. Спрашиваешь у пациента о самочувствии, об изменениях в течении болезни, то есть пытаешься пробудить в нем собственные внутренние силы для борьбы с недугом, которые в сочетании с внешним воздействием дают положительный эффект, а он не понимает этого. Не понимает, что своими вопросами я передал пациенту определенную информацию, и не воспринимает ее.

Таким образом присутствие у человека сметливости, сообразительности очень важно для постижения цигун.

Мы рассмотрели «восемь основных факторов успеха», свободное владение которыми обеспечивает высокие темпы овладения мастерством.

8. «Пять звеньев кратчайшего пути»

Занятия цигун без наставника требуют гораздо более продолжительного времени для овладения способностями. То же самое происходит и в случае, если занимающийся не представляет основных элементов занятий и требований к ним. Мы на собственном опыте убедились, что таких основных элементов пять и они одинаково важны, каким бы цигун вы ни занимались.

1) Позы

В некоторых направлениях цигун этот элемент называют «регулированием тела». Например, поза, в которой выполняется упражнение «палец-меч», выглядит следующим образом: ноги расставлены немного шире плеч и слегка согнуты, прямые руки подняты вверх и расслаблены. Ни одно из требований к этой позе не должно быть проигнорировано. Ноги должны быть расставлены именно шире плеч, поскольку это создает дополнительную устойчивость. Ведь чжунгун — методика статическая и предъявляет свои особые требования к позам. Если ноги будут находиться на ширине плеч или еще ближе друг к другу, это может привести к быстрому возникновению спонтанных движений.

Требование постановки ног шире плеч распространяется на все методики чжунгун, выполняемые в положении стоя. Это необходимо твердо запомнить. Занимаясь методикой «быстрого формирования малого небесного круга» в положении сидя, важно, чтобы грудь не выпячивалась, спина была выпрямлена, подбородок подобран. Такая поза приводит к быстрому эффекту. Каждый раз, когда вы, расслабляясь и погружаясь в «состояние покоя», принимаете такую позу, «внутренняя ци» сама приходит в движение и спокойно перемещается вверх по спине, что способствует ее беспрепятственной циркуляции. Если же согнуть спину, то ци будет накапливаться в среднем даньтяне, а это может привести к «ци-удару».

2) «Работа мысли»

Этот элемент в традиционном цигун называют «регулированием сердца». Он регламентирует ход мыслей во время занятий цигун. Если требуется ни о чем не думать, то и это можно отнести к «работе мысли». Перед началом занятий чжунгун мы рекомендуем «расправить брови, раскрыть сердце, слегка улыбнуться и прислушаться к отдаленным звукам». Это способствует сосредоточению и погружению в «состояние покоя». «Работа мысли» в цигун имеет еще один специфический аспект, который заключается в «сосредоточении мысли» на даньтяне, то есть в мысленной концентрации на нижнем даньтяне. Большую роль играет «работа мысли» при выполнении динамических упражнений, беге, при выполнении упражнений в положении лежа. Во время вдоха надо мысленно представлять, что космическая «истинная ци» через поры кожи поступает в нижний даньтянь, а во время выдоха вообразить, что «грязная ци» через поры исходит наружу. Если думать только о дыхании и не сопровождать выполнение упражнения соответствующей «работой мысли», то результат будет совсем иным. Какой бы методикой вы ни занимались, надо четко представлять, каков должен быть ход мыслей, на чем сосредоточиваться.

3) Способ дыхания

Этот элемент в традиционном цигун называют «регулированием дыхания». Требования к дыханию в различных методиках неодинаковы. В чжунгун при выполнении упражнения «палец-меч» в положении стоя вдох осуществляется всем телом, а выдох — через палец. Это, по сути, «дыхание телом». В процессе «пестования ци» дыхание должно быть естественным. При выполнении упражнений в движении, бегом, в положении лежа требуется «дыхание телом». Пренебрежение правильным дыханием или неверно примененный способ дыхания могут вызвать серьезные проблемы.

4) «Орбита» циркуляции ци

Как перемещается ци в организме? В ходе выполнения упражнения «быстрого формирования малого небесного круга» ци перемещается в продольном направлении по меридианам думай и жэньмай. Для динамических упражнений, когда применяется «дыхание телом», характерным направлением движения ци является горизонтальное. Об этом тоже надо всегда помнить.

5) Действие упражнений

Они: во-первых, дают общий оздоровительный эффект; во-вторых, имеют показания для лечения определенных заболеваний; в-третьих, стимулируют проявление особых способностей. Первое и второе, хотя и отличаются друг от друга, тем не менее достаточно тесно связаны.

Знание и правильное применение перечисленных выше пяти элементов позволяют значительно сократить путь к вершинам мастерства.

9. «Состояние готовности к восприятию»

«Состояние готовности к восприятию» имеет тесную внутреннюю связь с учением о «биологических приборах». Вхождение в это состояние необходимо для восприятия сигналов учителя, для обращения к учителю с просьбой, например, поставить диагноз, для того, чтобы понять, что ожидает человека в будущем и т.д.

Среди цигунистов «состояние готовности к восприятию» также называют «состоянием преклонения и уважения», «состоянием тонкой подстройки» и т.д. Особенно важную роль это состояние играет тогда, когда способами изучения цигун выбраны «наведение» цигун и «психопередача».

«Состояние готовности к восприятию» характеризуется соответствующей позой: все тело расслаблено и может находиться в сидячем, стоячем или лежачем положении. В положении сидя ступни должны прочно упираться в пол, руки лежать на коленях ладонями вверх или вниз. Положение кистей ладонями вверх рекомендуется больным гипертонией и с тромбозом сосудов головного мозга, ладонями вниз — для тех, кто страдает заболеваниями в области головы.

Прослушивание «заряженной» звукозаписи или урока в такой позе при внимательном отслеживании реакции в ладонях позволяет достаточно быстро добиваться «ощущения ци» (за исключением людей с «нечувствительным» типом энергетических каналов). «Ощущение ци» имеет следующие характерные проявления: ломота, онемение, разбухание, жар, боль, прохлада, пульсация. Иногда такие ощущения имеют пульсирующий характер и возникают при звуках голоса учителя или при чтении про себя трудов наставника. Людям со «слабочувствительным» типом энергетических каналов для появления «ощущения ци» требуется более длительная подготовка.

Во время «восприятия» необходимо проникнуться глубоким уважением к учителю. Пребывание в таком состоянии значительно ускоряет положительный эффект. Каков механизм этого явления? Учитель в качестве носителя своих способностей и мыслей использует звуковые волны во время занятий и текст при написании книг и пособий. Когда ученик, войдя в «состояние готовности к восприятию», слушает учителя или читает его книгу, он «настраивает» свой «биологический приемник сигналов» на «станцию» учителя и осуществляет «прием». «Состояние почтения и уважения», а по сути «состояние тонкой подстройки и усиления», позволяет «снимать» «всеинформационные сигналы» учителя со звуковых волн или печатных знаков, усиливать их и получать отчетливое ощущение.

Обучение по такому методу позволяет постепенно передать ученику все способности, которыми обладает учитель.

Давайте для начала проведем самый простой эксперимент по «испусканию внешней ци». Прямо сейчас, читая эти строки, сядьте, полностью расслабьте тело, кисти рук поверните ладонями вверх и повторяйте про себя: «Учитель Чжан, прошу передать мне ваши способности. Помогите мне прямо сейчас научиться «испускать внешнюю ци». Давайте посмотрим, получится у вас или нет. В традиционном цигун обучение «испусканию внешней ци» занимает от 1 года до 3 лет упорных тренировок. В некоторых современных методиках на овладение этим умением отводится от 10 до 16 дней. В чжунгун же для этого не нужны тренировки до седьмого пота. Метод «наведения», передачи способностей позволяет обучить любой способности в считанные минуты. В качестве первого шага научимся «испускать внешнюю ци», что в дальнейшем поможет овладеть «открытием небесного круга» и различными приемами терапии.

Теперь, поразмышляв над тем, что я сказал, вытяните вперед ладонь левой руки так, чтобы она была естественным образом развернута. Затем вытяните правую руку и придайте ей форму «палец-меч»: указательный и средний пальцы прямые, большой палец подушечкой упирается в ногти безымянного пальца и мизинца.

Направьте «палец-меч» на середину левой ладони и начинайте вращать вокруг нее или выполняйте возвратно-поступательные движения относительно этой точки. Движения пальцами сопровождайте мысленным произнесением формулы: «Испускаю внешнюю ци». В начале упражнения пальцы должны находиться на расстоянии 5-8 см от ладони. Затем постепенно отводите пальцы. Прислушивайтесь к ощущениям в левой ладони. Если вы ощущаете ци (ощущение может быть «кругообразным»), значит вы овладели способностью испускать «внешнюю ци».

Обычно люди с «острочувствительным» и «чувствительным» типом энергетических каналов добиваются эффекта моментально, людям со «слабочувствительным» типом требуется некоторое время, а те, у кого энергетические каналы «нечувствительные», самостоятельно добиться ощущения ци не могут. Однако отсутствие этого ощущения не означает, что «внешняя ци» не испускалась. Чтобы окончательно убедиться, что испускание происходит, можно использовать особый тест. Попросите кого-нибудь из тех, кто обладает «острочувствительным» или «чувствительным» типом каналов, подставить свою ладонь и проверьте, появилось ли у него «ощущение ци». Вы можете не верить своим ощущениям, но посторонний человек не только почувствует ци, но и будет ощущать ее на расстоянии в несколько десятков метров, а то и больше. Таким образом, с помощью методов «наведения» и передачи способностей вы не только моментально овладели испусканием «внешней ци», но и распространили ее действие на значительное расстояние. С таким же успехом можно испускать ци и через ладонь.

Через «палец-меч» исходит «прохладная ци», которая обычно используется для лечения заболеваний, связанных с симптоматикой «жара», через ладонь (точку лаогун) обычно исходит «горячая ци», применяемая, главным образом, для лечения симптомов «холода».

Вот так, быстро и просто, в чжунгун проводится обучение способности испускания ци. Для того, чтобы этому научиться, совсем необязательно видеть меня. Теперь в какую бы группу какого бы направления цигун вы ни пришли, вам не надо будет, как раньше, осматриваться, оценивать. Придя на занятие, войдите в «состояние готовности к восприятию» и изучите состояние ци окружающих, силу их способностей. Такое изучение будет очень полезно для вас.

В процессе самостоятельных занятий по выбранной вами методике также полезно входить в «состояние готовности к восприятию» и «обращаться» к учителю с просьбой о «подзарядке». То же самое можно делать, когда производимые вами терапевтические процедуры не дают эффекта. Когда вы подойдете к изучению методики «подключения» на второй ступени, «обращения» к учителю будут играть еще более важную роль, без них будет просто не обойтись. Без осознания этого ваши занятия цигун могут не дать результата, ни через тридцать, ни через сорок лет. Понимание же роли и значения «состояния готовности к восприятию» позволит буквально за несколько дней овладеть тем, на что другие тратят годы и десятилетия.

10. Методика занятий с «разложением»

Чжунгун требует, чтобы занятия проводились 24 часа в сутки, в движении, стоя, сидя и лежа, т.е. предлагает ввести цигун в повседневную жизнь, органически соединить его с работой, учебой и отдыхом.

Главная отличительная черта чжунгун — гибкость, отсутствие шаблонов. «Девять чудесных способов» и «шесть явлений Цилиня», относящиеся к методикам чжунгун первой ступени, содержат упражнения, каждое движение, каждая мысль которых взяты как наиболее ценные из традиционного цигун. Ведь в нем из десятков движений поистине практическое значение имеют от силы одно — два. Именно такие ключевые приемы и движения отбирались нами для чжунгун. Остальные представляют собой мешанину, в которой трудно отличить истинное от ложного, или предназначены для физической закалки, имеют характер «притирочных».

Чжунгун, кроме того, учитывает специфику современной жизни с ее интенсивным ритмом, когда на отработку этих бесполезных движений просто нет времени. Поэтому структура методики чжунгун включает только существенные, ключевые приемы. Чжунгун, таким образом, представляет собой квинтэссенцию наиболее ценного, что содержится в традиционном цигун. И именно поэтому предлагаемые методики легко «раскладываются» на составляющие их элементы.

Например, прообразом «сухого умывания» в методике «палец-меч» послужило древнее «искусство сохранения лица». «Сухое умывание» можно применять отдельно, совмещая, например, с утренним туалетом. Высушив лицо полотенцем, встаньте перед зеркалом и, растерев руки до появления «жара», легкими движениями ладоней протрите лицо. Протирая места, где появились морщины, усильте процедуру, мысленно повторяя: «Расправляйтесь, расправляйтесь, расправляйтесь!..» Как вы думаете, расправятся они или нет? Ведь палец удлинялся! «Сила мышления» способна расправить морщины, вызванные преждевременным старением кожи. Поработав над морщинами, потрите уши, мысленно заставляя их и лицо покрыться румянцем. Длительная практика «сухого умывания» в сочетании с соответствующей «работой мысли» придает коже лица упругость, здоровый румянец, помогает поддерживать приподнятое состояние духа. Таким же образом, не придерживаясь шаблонных построений, можно вычленять отдельные приемы и упражнения из других методик чжунгун.

<<< назад | вперед >>>

Источник: «Цигун и Спорт» 1996, N2.