Наши телефонные номера
Наши координаты: Москва, ул. Вавилова, д. 97
Телефоны: +7 (925) 506-29-39 , +7 (929) 650-97-23 whatsapp
Схема проезда e-mail: center@daos.ru

 

Чжан Хунбао
Первая ступень чжунгун высшего уровня

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5

Глава IV
«ТРЕНИРОВКА ЕСТЕСТВА» (СИНГУН)

«Тренировка естества» является вспомогательной составляющей первого этапа чжунгун высшей ступени и включает два раздела: диагностику с помощью особых способностей и основные способы цигун-терапии, которые иногда называют «шестью способами явления Цилиня» («Цилинь» — мифическое животное с одним рогом и чешуйчатым панцирем, символ благополучия и счастья. — Прим. ред.)

1. ДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ ОСОБЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Обследование с помощью рук

Такое обследование основано на использовании особой способности «чувствовать руками», применяется достаточно широко, например, для поиска полезных ископаемых, людей, воды, предугадывания событий и явлений, диагностики на расстоянии и т.д. Обследование больного — всего лишь одна из областей применения этой способности.

Известны три основные формы проявления способности «чувствовать руками»:

1) с поступлением сигналов от обследуемого объекта на функциональные участки рук появляется «ощущение ци»: ломота, онемение, набухание, жар, пульсация, тяжесть, холод и т.д. Необходимая информация извлекается из характера ощущений и степени их проявления;

2) с поступлением сигналов от обследуемого объекта появляется ощущение непроизвольного притягивания рук к этому объекту;

3) с поступлением сигналов от обследуемого объекта на функциональные участки рук начинается их дрожание, по наличию и степени которого можно получить интересующую вас информацию.

Особая способность «чувствовать руками» в чжунгун имеет следующее теоретическое обоснование.

Тело человека само по себе является самым точным, самым совершенным «биологическим агрегатом», обладающим всеми необходимыми функциями. Оно имеет собственный «двигатель», «ходовую часть», «систему вывода отработанного топлива», «звуковое оборудование» и т.д., а также ряд точных приборов, например, «биочасы», «биологическое приемное и передающее устройство», «био-ЭВМ» и т.д. Изучение обследуемого объекта с помощью рук как раз основывается на использовании «биологического приемно-передающего устройства». Оно непрерывно излучает биоволны, которые в отличие от радиоволн не подвластны времени и пространству и в обычном состоянии представляют собой слабые сигналы, достигающие самых отдаленных участков космического пространства.

«Приемное устройство» человека, также как и радиоприемник, требует настройки и тонкой подстройки для качественного приема или усиления сигнала. Биоволны представляют собой «биологическую всеинформацию», каждый «элемент» которой содержит полнейшую информацию об обследуемом объекте. Особая способность «чувствовать руками», таким образом, заключается в том, чтобы в условиях отсутствия непосредственного контакта с обследуемым объектом, используя функциональные участки рук, как составную часть «биологического приемного устройства», мысленно «настроиться» на объект и после получения «всеинформации» от него осуществить «тонкую подстройку» и усиление полученных сигналов. В дальнейшем состояние изучаемого объекта определяется по соответствующей реакции рук. В действительности «чувствование руками» отнюдь не является особой способностью. Как показывает практика занятий чжунгун, такая скрытая способность присуща 95% людей. Она может быть легко задействована при условии некоторой подготовки по определенной методике.

В древности для овладения умением обследовать больного с помощью рук человеку приходилось проходить три этапа. На первом этапе отрабатывалось «чувственное восприятие» растений. Ранним утром перед восходом солнца человек учился воспринимать информацию от деревьев, трав и цветов. С появлением «чувственной реакции» на эти объекты на втором этапе отрабатывалось восприятие магнитной индукции земли. В качестве объектов для этого выбирались участки, богатые полезными ископаемыми или имеющие древние захоронения знатных людей. Достигнув требуемых результатов, переходили к третьему этапу, на котором в качестве объекта выступало уже тело человека. Для того, чтобы научиться определять очаг заболевания, обычно требовалось около шестидесяти дней.

Методика обучения «чувствования руками» в чжунгун заключается в следующем: раскрытие этой особой способности у обучаемых с помощью «передачи мастерства» и ее последующее приложение непосредственно для обследования пациента.

Способность видеть свечение

Всем, кому приходилось сталкиваться с буддизмом, даосизмом или христианством, известно, что Шакьямуни, Лао-цзы, Богоматерь и Иисус всегда изображаются с неким свечением вокруг головы. Для современного человека, не занимающегося цигун или исследованиями в области гуманологии, это необъяснимая загадка. Если же, посвятив себя цигун, вы овладеете способностью видеть свечение, то обнаружите, что свечение вокруг головы имеют не только Шакьямуни, Лао-цзы, Богоматерь, Гуань Шиинь и Иисус, но и каждый человек. Более того, оно присуще не только людям, но и животным, а также объектам неживой природы. Современная наука называет такое свечение полем. Американским и российским ученым даже удалось его сфотографировать. При этом американцы обнаружили интересное явление: на снимке растительной почки, сделанном до ее раскрытия, четко видно биополе определенных размеров. На другом снимке, сделанном, когда росток из этой почки достиг максиальных размеров, видно, что его размеры полностью совпадают с размерами отмеченного ранее биополя.

Определенные успехи достигнуты зарубежными учеными и в области изучения поля человека, хотя окончательные выводы делать еще рано. Они называют такое поле «задним свечением». Если смотреть на человека в анфас, то свечение обычно отмечается за человеком. Иностранные специалисты научились по «заднему свечению» определять темперамент, характер и даже род занятий человека. Однако все эти исследования носят достаточно ограниченный характер, поскольку они основываются на методе экстраполяции и не подкрепляются личным опытом. В результате собственных наблюдений нам удалось обнаружить, что так называемое «заднее свечение» отнюдь не обязательно находится сзади. Если смотреть в анфас, оно действительно находится за человеком. Если же смотреть сзади, то свечение возникает перед человеком. Что же это за явление? В древности его называли «облаком ци», мы его называем «полем человека». Следовательно, когда мы видим свечение, мы видим поле человека. Практическое применение эта способность находит в целом ряде областей.

Во-первых, по цвету, высоте и форме свечения можно определять состояние здоровья человека.

Во-вторых, по цвету свечения можно делать выводы о способностях человека и о степени владения цигун. В описаниях Лао-цзы упоминается о фиолетовой ци, Шакьямуни и Гуань Шиинь изображались обычно с пятицветным нимбом. Цвет свечения свидетельствует о направленности занятий и о достигнутом уровне самосовершенствования.

В-третьих, с помощью данной способности можно определять темперамент, характер человека, тип его личности и даже род занятий. В древних китайских летописях упоминается следующая история. Среди приближенных императора Цинь Шихуана был человек, обладавший способностью видеть свечение. Он обнаружил, что над местом, в котором находился Лю Бан, образовалось особое облако. Оно было пятицветным, переливалось и периодически вздымалось в заоблачную высь. Это облако назвали «ци сына Неба». На самом деле это было поле человека. В состоянии покоя поле некоторых людей может составлять несколько десятков сантиметров и метров, а в состоянии полного покоя или во время сна оно может вырастать безгранично и приобретать проникающую способность. Поэтому, обладая соответствующей способностью, можно наблюдать свечение на значительном расстоянии. В древности считалось, что человек, обладающий таким свечением, является «сыном Неба». Боясь за свой престол, Цинь Шихуан приказал во что бы то ни стало найти этого человека и убить его.

В-четвертых, можно по интенсивности «свечения земли», геомагнитного поля, электрического излучения земли и «земной ци» определять пригодность того или иного места для занятий цигун.

Существует много особых способностей высокого уровня, критерии обучения которым отличаются в зависимости от этапа, точно так же, как отличаются друг от друга сведения по электричеству, магнетизму, оптике, сообщаемые учащимся в начальной, средней школе и на более высоких ступенях образования. Не следует думать, что сведения о способности видеть свечение ограничиваются только теми, которые становятся известными на первом этапе овладения чжунгун. Существует несколько степеней владения способностью, и применяться она может в самых разных областях. Ниже мы остановимся на вопросах ее применения на первом этапе овладения чжунгун с целью обследования пациентов и постановки диагноза.

Состояние здоровья пациента можно определять по цвету свечения. Серебристо-белый цвет означает относительно хорошее состояние здоровья. Серый цвет свидетельствует о наличии патологии, причем, чем темнее цвет, тем серьезнее заболевание. Появление над головой пациента черных точек является признаком скорой смерти. Если свечение пациента полностью черного цвета — лечение продолжать бесполезно, и не стоит напрасно терять время. Если свечение имеет мутно-серые места, то, используя «хватку небожителя», следует «вытянуть» «болезнетворную ци» из соответствующего участка тела. При этом «вытягиваемая» ци может быть не только мутно-серой, но и клубиться подобно дыму из заводской трубы.

По цвету свечения можно определять уровень способностей человека, их силу и напряженность его биомагнитного поля. Обычно через некоторое время после начала занятий и постепенной нормализации здоровья свечение становится серебристо-белым. Еще через некоторое время цвет свечения меняется на розовый или оранжевый, а затем — на желтый, переходящий в золотой. Появляется так называемое «золотое свечение». В дальнейшем изменение цвета идет следующим образом: зеленый, голубой, фиолетовый. У некоторых людей, обладающих достаточно высоким уровнем мастерства, свечение переливается разными цветами. В Китае есть несколько мастеров цигун такого уровня. Однако человек, обладающий истинным мастерством, обычно не демонстрирует действительную окраску своего свечения, он ее «прикрывает» так, что видно только белый и бледно-желтый цвета.

«Просвечивание взглядом»

«Просвечивание взглядом» человека относится к методике «небесного глаза». «Небесный глаз» — термин буддистской школы цигун. Она подразделяет высшие способности на пять уровней: «физический глаз», «небесный глаз», «прозорливый глаз», «магический глаз» и «глаз Будды».

Методика «небесного глаза» состоит из трех частей: «внутреннее зрение», «просвечивание взглядом» и «видение на большом расстоянии».

«Внутреннее зрение» представляет собой способность во время занятий цигун «повернуть» взгляд внутрь своего тела, наблюдать циркуляцию ци, внутренние органы и состояние скелета.

«Просвечивание взглядом» бывает трех видов: «просвечивание взглядом» человека, земли и стен. «Просвечивание взглядом» человека позволяет, не раздевая пациента, наблюдать его кожные покровы, внутренние органы и скелет. Способность «просвечивать взглядом» землю позволяет видеть глубоко под землей то, что недоступно обыкновенному зрению: полезные ископаемые, например, или клады. «Просвечивание взглядом» стен позволяет наблюдать то, что происходит в соседних комнатах. Последняя способность, по сути, уже есть «видение на большом расстоянии», которое тесно связано с предвидением и предсказанием.

Кто читал «Путешествие на Запад», тот помнит, что у Яна Эрлана было три глаза. Автор описал их совершенно одинаковыми, за тем лишь исключением, что «третий глаз» находился между двумя обычными и располагался в вертикальной плоскости. Ян Эрлан с помощью своего «небесного глаза» мог различать Сунь Укуна, превращавшегося в различные предметы. Такие литературные сюжеты воспринимаются как предания или вымысел автора. Однако распространение цигун позволило доказать, что это явление существует и встречается довольно часто. Кроме того, имеются конкретные способы овладения подобными способностями. Конечно между истинным «небесным глазом» и описанным в литературных произведениях «третьим глазом» имеются значительные отличия.

Литературный «третий глаз» располагается между двумя другими и имеет определенную форму. «Небесный глаз» на поверхности не виден и не имеет формы. Находится он во лбу чуть выше межбровья. Это так называемая шишковидная железа.

Современные исследования показывают, что она имеет ряд особенностей. Во-первых, в ней находится атрофировавшаяся зрительная сетчатка; во-вторых, шишковидная железа способна формировать образы; в-третьих, она имеет функцию торможения полового созревания. Эти данные послужили хорошей базой для исследований в области цигун. Человек раньше действительно имел «третий глаз», функция которого постепенно отмерла в процессе превращения человека в существо социальное. Использование скрытых возможностей зачастую приводит к значительным затратам сил организма, поэтому человек для познания действительности стал использовать различные инструменты, расширяющие возможности его органов чувств и экономящие силы. По мере увеличения объема знаний и расширения возможностей освоения природы происходило постепенное атрофирование способностей человеческого организма. Однако эти способности не утрачены окончательно, что хорошо заметно на детях. Практическая работа последних лет показывает, что такие способности открываются приблизительно у 40% детей при малейшем желании их продемонстрировать. Как бы ни проводилось обследование человека: будь то непосредственное наблюдение внутренних органов, прослушивание через слуховые отверстия пациента или прощупывание — формирование образа все равно происходит через шишковидную железу. Этот процесс напоминает принцип формирования телевизионного изображения: сначала — прием сигнала, затем — его обработка и формирование образа. Сначала образ неустойчив, подвержен помехам, похожим на бегущие полосы, появляющиеся сразу после включения черно-белого телевизора, затем он становится отчетливым и контрастным. При дальнейших тренировках образ приобретает цвет. Формирование цветного образа проходит те же фазы, что и формирование черно-белого. Формирование образа с первой попытки происходит у 3% взрослых людей. Их можно отнести к «моментально открывающемуся» типу.

Постепенное открытие этой способности возможно у значительно большего числа людей. У детей она открывается с первого раза еще чаще и при соответствующей подготовке может сохраняться до зрелого возраста и далее. Шишковидная железа также содержит механизм торможения полового созревания, позволяющий максимально задержать созревание ребенка, что приводит к увеличению продолжительности сохранения «формирования образов небесным глазом». Дети до достижения половой зрелости часто способны видеть то, что недоступно взрослым и кажется выдумкой. Это происходит благодаря неатрофированной функции «небесного глаза». Раньше в народе говорили: «У ребенка глаз острый — видит то, что не видит взрослый». Современная наука нашла ответ на эту загадку. У 40% детей сохраняется функция «небесного глаза». Существование «моментально открывающегося» типа людей объясняется тем, что у них не отмерла функция зрительной сетчатки шишковидной железы и она способна видеть и формировать образы. Люди «постепенно открывающегося» типа могут восстановить эту функцию путем занятий цигун, т.е. осуществить «повторное открытие небесного глаза». В процессе популяризации чжунгун мы обнаружили, что легче «небесный глаз» открывается у обычных детей, а также у детей шаловливых и непоседливых.

Достаточно сложно протекает этот процесс у детей, взрослых не по годам и стеснительных. В чем причина этого? Раньше возможность открытия «небесного глаза» ставилась в зависимость от открытия «заставы» сюаньмэнь. С прохождением этой «заставы» появлялась возможность открытия «небесного глаза» и быстрого достижения способностей более высокого порядка. Что являлось предпосылкой прохождения «заставы» сюаньмэнь? Для этого надо было уметь погружаться в состояние покоя, когда подавляется сознание и активизируется подсознание. У людей с сильным «поверхностным» сознанием, с достаточно рациональным мышлением подсознание находится в сильно подавленном состоянии, что препятствует проявлению у них врожденных способностей. У людей инфантильных, беззаботных, с низким уровнем приобретенных способностей подсознание высвобождается довольно легко, что позволяет быстро активизировать врожденные способности.

2. «ШЕСТЬ СПОСОБОВ ЯВЛЕНИЯ ЦИЛИНЯ»

Существует большое разнообразие методов цигун-терапии, каждый из которых соответствует определенному уровню мастерства. «Шесть способов явления Цилиня» относятся к первому этапу чжунгун высшей ступени и представляют собой базовую методику, включающую следующие приемы: «хватка небожителя», «волшебные ладони», «руки Будды возвращают молодость», «обращение к учителю», «лечение невеждой», «лечение без лечения». Среди них есть такие, которые предназначены для лечения очаговых заболеваний, есть и такие, которые направлены на лечение общих заболеваний организма. Часть из них требует участия стороннего специалиста, а также показывает пути лечения заболеваний и учит правильно относиться к жизненным проблемам.

«Хватка небожителя»

Прием состоит в следующем: «ухватив» «болезнетворную ци», «вытягивать» ее из очага заболевания. При выполнении приема необходимо представить, что ваши пальцы подобно пяти пучкам ци погружаются в очаг заболевания и «вытягивают» «болезнетворную ци». Отведите руки назад на максимально возможное расстояние и стряхните «грязную ци» вниз, представляя, что она уходит глубоко под землю. Продолжайте выполнение процедуры до тех пор, пока не почувствуете, что ваши руки при обследовании очага заболевания не ощутят холода, онемения, покалывания, жара и т.д. Для пациентов с чувствительным типом энергетических каналов бывает достаточно нескольких «вытягиваний».

Во время выполнения процедуры в центральной части ладоней может возникнуть ощущение «липкости», «холода», покалывающей пульсации и т.д., что свидетельствует о начале выхода «болезнетворной ци». У больного также может появиться ощущение, как будто из очага заболевания что-то вытягивается вовне, после чего боль ослабевает или полностью проходит.

Подобный прием присутствует практически в каждом направлении цигун и называется «хватанием болезнетворной ци», а в современных методиках его еще называют «удалением патогенной информации». Несмотря на терминологические отличия, сущность этого приема остается неизменной. Попытаемся объяснить механизм действия этого приема, основываясь на приемлемых для большинства представлениях и теории биополя человека.

Китайская традиционная философия считает, что все сущее в мире связано с субстанциями инь и ян, которые, в свою очередь, «коренятся друг в друге». С точки зрения материалистической философии, все явления и предметы двуедины, т.е. включают две противоположности, из которых одна обуславливается существованием другой. Тело человека окружено биополем. Согласно восточной философии, ян соответствует ясному, яркому, внешнему, а инь — темному, внутреннему. Следовательно, биополе человека относится к ян, а само тело — к инь. Биополе и тело, таким образом, и составляют противоречивое единство человека. У здоровых людей биополе яркое, серебристо-белое. У больных оно темно-серое. Такого же цвета и даже темнее бывает и поле «болезнетворной ци» в районе очага заболевания, которое выступает как ян, а очаг заболевания — как инь.

Люди, обладающие способностью видеть свечение, во время выполнения приема «хватка небожителя» могут наблюдать выходящую наружу похожую на дым «туманную ци». Чем тяжелее заболевание, тем темнее цвет ци. После полного «вытягивания» «мутной ци» из очага заболевания исчезает одна из противоположностей, что приводит к исчезновению и другой стороны — очага заболевания.

Китайская и европейская медицина осуществляют лечение, воздействуя собственно на очаг заболевания. Его устранение приводит к исчезновению поля вокруг очага. Иногда также действует и цигун-терапевт, однако, в цигун-терапии, возможен и противоположный подход: устранение поля, что влечет за собой и исчезновение очага заболевания. Именно этот принцип используется в приемах «хватка небожителя» и «рука Будды возвращает молодость».

Прием «хватка небожителя» используется в основном для лечения очаговых заболеваний и снятия спародических болей и наиболее эффективен при опухолях, головной боли, заболеваниях половой системы у женщин, желудочно-кишечного тракта, глазных болезнях.

Иногда прием не приносит желаемых результатов. Это бывает вызвано низким уровнем подготовки терапевта или может быть связано с типом энергетических каналов пациента. Наиболее успешно процедура протекает при достаточно высокой интенсивности воздействия цигун-терапевта на пациента с чувствительным типом энергетических каналов.

«Вытянутую» ци не следует «стряхивать» куда попало. Она должна уходить под землю. Может возникнуть вопрос о воздействии «болезнетворной ци» на жильцов нижних этажей, если направлять ее « в землю». Этот вопрос не принципиален, также как и проблема, на какую глубину, три или девять чи, направлять ее вглубь земли. Достаточно мысленно представить, что ци уходит в землю и все. Стряхивание ци способствует улучшению кровообращения. Поскольку ци движется вслед за кровью, то интенсивное кровообращение соответственно усиливает ци, что повышает эффективность терапевтического воздействия.

«Волшебные ладони»

Методика буддистской школы цигун-терапии. Цигун-терапевт накладывает руки на очаг заболевания пациента и сопровождает процедуру мысленными формулами, соответствующими характеру заболевания, например: «снимаю воспаление», «останавливаю боль», «полное выздоровление». Процедура обычно продолжается несколько десятков минут и приносит пациенту значительное облегчение. Эффект бывает еще сильнее, если цигун-терапевт перед началом процедуры растирает ладони друг о друга до появления жара. Манипуляции терапевта и ощутимый эффект напоминают волшебство или фокус, что и отражено в названии методики.

Прием «волшебные ладони» использовался на протяжении тысячелетий, но всегда оставался загадкой, не поддающейся объяснению. В чем же его секрет?

Известно, что в организме человека существует биоэлектричество. В обычном состоянии, когда человек здоров, его потенциал довольно высок, а у больных он понижается. Самый высокий потенциал биоэлектричества сосредоточивается в ладонях. Подчиняясь закону физики, биоэлектричество перетекает от более высокого к более низкому потенциалу. Когда цигун-терапевт накладывает свои ладони с более высоким электрическим потенциалом на очаг заболевания пациента, где потенциал ниже, не требуется ни цигун-воздействия, ни «испускания ци», поскольку носителем «всеобщей информации» цигун-терапевта является его биоэлектричество, перетекающее в очаг заболевания. Если перед началом процедуры ладони растереть друг о друга, то электрический потенциал в них еще больше повышается и скорость потока увеличивается. Кроме того, при растирании рук происходит увеличение количества тепловой энергии и вступает в действие физический закон ее сохранения. Перетекание тепловой энергии от рук терапевта к больному сопровождается появлением в очаге заболевания соответствующей физической реакции, сопровождающейся ощущениями жара, набухания или пульсации. Это уже биофизическая терапия, которая по своему уровню стоит гораздо выше обычной физиотерапии. В отличие от последней, биофизическая терапия вызывает не только ощущение тепла у пациента, но и, используя в качестве носителей биоэлектричество и тепловую энергию, передает пациенту «всеобщую информацию» и весь энергетический потенциал терапевта, чем и достигается результат, аналогичный тому, который бывает при собственно цигун-воздействии.

Перед началом процедуры необходимо, прежде всего, обследовать очаг заболевания, используя способность «чувствовать руками». Ощущение одновременного онемения и холода свидетельствует о весьма тяжелом заболевании. Если сразу приступить к излечению по методике «волшебные ладони», то вся «болезнетворная ци» пациента устремится в них и вы сразу почувствуете, как холодеют ваши кисти и руки. Последующее выведение «болезнетворной ци» будет тратой времени и сил. В тяжелых случаях рекомендуется сначала использовать прием «хватка небожителя» и ликвидировать хотя бы часть «грязной ци». Когда при повторном обследовании вы убедитесь, что ощущение онемения и холода ослабело, можно переходить к процедуре «волшебные ладони».

Во время выполнения этого приема не следует непосредственно касаться кожи пациента, достаточно контакта с его одеждой. Также не следует использовать этот прием для устранения очагов заболевания вблизи интимных мест пациентов противоположного пола. Это не только этический вопрос, но и вопрос эффективности лечения, поскольку она будет гораздо ниже, если пациент находится в состоянии психологического напряжения.

«Руки Будды возвращают молодость»

Прием буддистской школы цигун. Его название объединяет два понятия: «чудотворные силы Будды безграничны» и «чудесные руки возвращают молодость». Этот прием предназначен для лечения общих заболеваний, таких как полный или частичный паралич, ревматизм, болезни нескольких внутренних органов, онемение частей тела, послеродовые патологии и т.д. Он позволяет помочь больному «прочистить» энергетические каналы, вывести «патогенную ци» через точки лаогун и юнцюань, когда прием «хватка небожителя» оказывается малоэффективен.

«Руки Будды возвращают молодость» следует практиковать в сочетании с другими методами, применяемыми при заболеваниях очагового характера. Например, при частичном параличе сначала целесообразно использовать «хватку небожителя» и «волшебные ладони» в сочетании с массажем, а затем уже переходить к приему «руки Будды возвращают молодость». Выполняя его, ни в коем случае нельзя поднимать руки снизу вверх, ладонями, направленными на голову больного. Это может привести к повышению давления. Необходимо также следить за дыханием: вдох — всем телом, выдох — через точки лаогун.

Занимающиеся чжунгун не должны опасаться, что испускание ци приведет к истощению. Они должны стремиться как можно больше творить добро и совершенствовать свое мастерство в процессе лечения других. Это одна из важных отличительных черт чжунгун. Например, во время выполнения приема «руки Будды возвращают молодость» в целях оказания терапевтической помощи больному, одновременно происходит совершенствование мастерства самого терапевта. Такой эффект достигается за счет «дыхания телом».

Вдох осуществляется через все поры тела, что обеспечивает поступление ци через множество отверстий, тогда как выдох производится через точки лаогун, то есть только через одно выходное отверстие. Таким образом, вбирается большое количество энергии, а выпускается малое. Кроме того, в результате многократной тренировки «сила мысли» также укрепляется. Процесс лечения одновременно является процессом тренировки. Чем больше практики, тем быстрее растет мастерство. Однако следует помнить, что все имеет свой предел, при достижении которого явление может обернуться обратной стороной. Поэтому следует помнить о критерии, который определяется чувством усталости.

«Обращение к учителю»

Данная методика имеет широкий круг применения. На первом этапе мы остановимся только на вопросах, связанных с ее применением для лечения заболеваний.

Если в ходе сеанса цигун-терапии вы чувствуете, что способны справиться с болезнью, но испытываете недостаток сил для полноценного воздействия, можно обратиться за помощью к учителю. Для этого необходимо войти в «состояние почтения» и повторять про себя высокое имя своего учителя или мысленно вызвать его образ. Через некоторое время ожидания в полном покое, вы почувствуете, как набухают ваши руки, все тело наполняется ци и ваша уверенность, «сила мысли» многократно возрастают. Продолжив после этого лечение пациента, можно добиться эффекта, степень которого будет зависеть от степени вашей искренности в почтении к наставнику. В этом и заключается методика «обращение к учителю».

Каков механизм ее действия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о существовании теории биополя. Всем известно, что теле- и радиостанции излучают в эфир радиоволны, которые отражаются от различных препятствий. Они затухают в пространстве, а при отключении источника и вовсе прекращают распространяться. Биомагитные волны, непрерывно излучаемые человеком, не имеют пространственно-временных ограничений. Хотя они и очень слабы, тем не менее рассеиваются по всему космическому пространству, достигая самых отдаленных его уголков. В обычном состоянии, без «тонкой подстройки» и «усиления», человек не способен их уловить.

Так называемое «состояние почтения», применяемое в процессе «обращения к учителю», как раз и призвано обеспечить направленный прием биоволн учителя и настройку на них. В организме человека воспринятые таким образом биоволны мгновенно усиливаются. Воспринятая с ними информация несет всю силу мастерства вашего учителя.

«Обращение к учителю» — достаточно серьезная методика «духовного единения», и ей не следует злоупотреблять. Если задача вам по силам, не стоит перекладывать ее на плечи учителя. В древности «обращение к учителю» включало «вызов духа» и «поклонение Будде». Сначала требовалось совершить омовение, переодеться, затем — построить алтарь, на котором возжигались благовония и приносились жертвы. Сегодня эта религиозно-мистическая форма, конечно, неприемлема. Но рациональное зерно этого действа использовано чжунгун: «почтение» — «прием», «подстройка — усиление сигнала».

Следует откровенно сказать: если вы чувствуете, что не сможете справиться с болезнью, «обращаться к учителю» бесполезно, поскольку внешние факторы всегда действуют только через внутренние.

«Лечение невеждой»

В европейской медицине без постановки диагноза не назначается лечение. В китайской медицине лечению также предшествует диагностирование, осуществляемое путем осмотра, прослушивания и беседы. Прием «лечение невеждой» не требует предварительной постановки диагноза. Достаточно лишь определить примерное местонахождение очага заболевания. «Умное сложно, глупое — также сложно. Еще труднее из умного сделать глупое». Формула «из умного сделать глупое» позволяет сделать явление более ясным и понятным. Описываемый прием основан на способе решения вопросов с самых общих позиций.

Независимо от характера заболевания необходимо выяснить лишь место, где оно коренится, а затем воздействовать на него с помощью описанных выше приемов цигун-терапии. Ведь точно такой же принцип применяется в практике акупунктуры. Кроме известных на теле человека 365 точек, выделяются временные болевые точки, на которые и оказывается воздействие. В чжунгун место расположения очага заболевания также называют точкой и присваивают ей временное наименование, например, «точка А». Напротив этой точки и выполняются приемы «хватка», «выведение», «волшебные ладони», «испускание ци» и т.д. Этот прием в наибольшей степени показан в случаях острых заболеваний и болезней неопределенной этимологии, а также в случаях возникновения затруднений в постановке диагноза.

«Лечение без лечения»

«Лечение без лечения» применяется по отношению к пациентам с застоем ци в энергетических каналах, вызванным чрезмерным психологическим напряжением. Данный прием заключается в том, чтобы заставить пациента расслабиться, посидеть некоторое время в покое, поболтать с ним о разных пустяках. В результате напряжение снимается, симптомы болезни ослабевают или полностью исчезают.

Эффект этого приема заключается в «прочищении» энергетических каналов. В нормальном состоянии двенадцать основных и восемь «чудесных меридианов» вполне проходимы. Как гласит постулат традиционной китайской медицины: «Проходимое не болит, больное не проходимо». Возникновение патологии связано с «закупориванием» каналов. Люди, не занимавшиеся цигун, хотя и понимают, что значит «расслабиться», но не всегда могут достичь истинного расслабления. Особенно это относится к таким профессиональным категориям людей, как управленцы, руководители коллективов да и вообще все представители умственного труда. Они находятся в постоянном напряжении и способны расслабиться лишь во сне. Однако когда пациент знает, что вы можете помочь ему, он соответствующим образом настраивается на прием и «усиление» исходящей от вас информации.

Беседа с ним должна быть непринужденной и веселой, должна заставить пациента отрешиться от забот, следовать ходу ваших мыслей и, в результате, полностью расслабиться. Расслабление приводит к восстановлению проходимости каналов, а следовательно, к выздоровлению.

«Шесть способов явления Цилиня» являются универсальными терапевтическими приемами первого этапа чжун-гун высшей ступени. В зависимости от конкретного заболевания они должны применяться в комплексе.

<<< назад

Источник: «Цигун и Спорт» 1996, N5.